Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Дорогою добра»

Наталья Иванова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Дорогою добра»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Дорогою добра»

Уровень освоения – ознакомительный

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

срок реализации:1 год

БЛОК №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания дошкольников „Дорогою добра“» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, рост преступности, терроризм.

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Материальные ценности начинают доминировать над духовными, у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Актуальность программы.

Современное педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности и ориентиры.

Проблемы духовно-нравственного воспитания надо решать на самых ранних этапах развития ребенка - в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент социально значимых личностных и гражданских качеств человека. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Это доказывает особую актуальность разработки программы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою добра».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорогою добра» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы обусловлена необходимостью освоения дошкольниками духовных ценностей, накопленных человечеством, формирования нравственной воспитанности. Основная наша задача - объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе. Важно сформировать у дошкольника умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, родному краю.

Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в том, что она направлена на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Применение программы в практической деятельности позволяет обеспечить:

• формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе,

• приобщение к опыту православной культуры,

• понимание традиционных ценностей русского народа.

Новизна программы заключается в использовании православных традиций в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней присутствует православный компонент и в основу ее изучения положено естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, продуктивной деятельности. Такой порядок освоения программы удобен при планировании, а также способствует развитию традиционного духовного уклада жизни семьи и ребенка.

Адресат программы.

Программа предназначена для дошкольников подготовительного к школе возраста (6 - 7 лет)

Количество воспитанников. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 8-12 человек.

Объем и срок освоения программы.

Срок реализации программы: 1 год (сентябрь-май)

Объём программы: 36 часов.

Формы и режим занятий.

Режим занятий: 1 образовательная ситуация в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 30 минут;

Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы проведения занятий: занятие-игра, занятие-беседа, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие-инсценировка, праздник.

Особенности организации образовательного процесса. Организованная образовательная деятельность осуществляется в процессе кружковой работы. Кроме теоретической части программа предполагает также практическое закрепление полученной информации: рисунок, аппликация, создание игрушек, игра, которые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал.

Взаимодействие с родителями.

Условием для успешной реализации программы является активное взаимодействие с родителями через следующие формы работы:

• информирование родителей о содержании дополнительной образовательной деятельности кружка «Дорогою добра», о достижениях и интересах воспитанников;

• проектная деятельность;

• консультационная помощь «Академия для родителей» по вопросам духовно-нравственного развития ребенка;

• совместные досуги и мероприятия;

• совместные экскурсии, выставки.

• анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

1.2. Цель программы

Цель: формирование духовно – нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к традициям русского народа и православным ценностям.

1.3. Содержание программы

Задачи:

Обучающие:

• расширять представления детей о таких понятиях, как доброта, дружба, уважение, совесть, прощение, милосердие, честность, любовь;

• расширять знания об истории своей семьи и семейных традициях;

• расширять знания об истории своего города, достопримечательностях и памятных местах в городе;

• расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа;

• обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Развивающие:

• развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке и в жизни;

• развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;

• развивать умение анализировать свои поступки и поступки других людей;

• развивать познавательную активности, любознательность, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, сопереживание другим людям;

• прививать трудовые навыки, развивать умения выполнять простейшие бытовые поручения;

• прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру;

• повысить образовательная компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Воспитательные:

• воспитывать у детей нравственные качества: забота о других,

терпение, скромность, честность, сочувствие и сострадание, дружелюбие;

• воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережное отношения к окружающему миру;

• воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, истории, традициям; чувство патриотизма, национальной гордости.

Содержание тем

Вводное занятие

Теория. Опрос – беседа о понимании доброты и справедливости в жизни детей.

Практика. Рисование «Нарисуй счастье».

1. Ступеньки добра

1.1. Добрые слова.

Теория. Вспоминаем и узнаем новые добрые слова.

Практика. Д/ игра «Верно - неверно».

1.2. Барометр настроения.

Теория. Беседа о настроении, рассматривание картинок и определение настроения по ним.

Практика. Д/ игра «Грустный – веселый…»

1.3. Злой язычок.

Теория. Грубые и обидные слова.

Практика. Д /игра «Скажи наоборот».

1.4. Открытие страны Вежливости.

Теория. Путешествие по «вежливым» словам.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Автобус. Уступи место».

1.5. Уважай старших.

Теория. Беседа о взаимоотношениях в семье.

Практика. Д/ игра «Помощники в семье».

1.6. Как помириться?

Теория. Сказка «Лиса и журавль». Беседа о причинах ссор.

Практика. Лепка «Тарелочка для лисы».

1.7. Друг познается в беде.

Теория. Беседа о дружбе, взаимовыручке. Чтение р. н. с. «Кот и петух».

Практика. П/и «Выбери себе друга».

1.8. Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает.

Теория. Почему плохо гневаться.

Практик. П/и «Пол, потолок».

1.9. Кто зазнается, без друзей остается.

Теория. Почему плохо зазнаваться.

Практика. Чтение С. Михалков «Зайка – зазнайка.

1.10. Что такое хорошо и что такое плохо?

Теория. Беседа по произведению «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практика. Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?».

1.11. Скромность и гордость.

Теория. Беседа о скромных и гордых людях.

Практика. Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

2. Я и мир вокруг меня

2.1. Я и моё имя.

Теория. Формирование знаний о себе. Рассмотреть значение имени в жизни человека, влияние имени на характер. Формирование адекватной самооценки через принятие своего имени.

Практика. Создание символа, знака своего имени.

2.2. Именины.

Теория. Христианские имена и небесные покровители. День рождения и день именин.

Практика. Празднование именин.

2.3. Покормите птиц зимой.

Теория. Рассматривание альбома «Пернатые друзья зимой».

Практика. Поделка птичка на витом шнурке. Птичья столовая на прогулке.

2.4. Земля - наш общий дом.

Теория. Игра-путешествие по просторам нашей Земли. Стихотворение Е. Королевой «Вот Земля – наш светлый дом».

Практика. Рисование «Красота Земли».

2.5. Семья и семейные традиции.

Теория. Семейный отдых. Семейные увлечения. Какие праздники отмечают у нас дома.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

2.6. Забота о близких.

Теория. Беседа о взаимоотношениях в семье.

Практика. Д/ игра «Помощники в семье».

2.7. Человек среди людей.

Теория. Обсуждение вопроса об особенностях межличностных отношений; дать практические рекомендации по выстраиванию общения, поведения во время конфликтных ситуаций: как победить обиду и сохранить достоинство.

Практика. Д/ игра «Как поступить?».

2.8. Мудрость рядом с нами.

Теория. Беседа о мудрости, которой мы учимся у взрослых.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Профессия папы», «Профессия мамы».

2.9. Мой любимый город.

Теория. Достопримечательности города.

Практика. Экскурсия в Краеведческий музей.

2.10. Россия – Родина моя.

Теория. Беседа по физической карте РФ, карте природных зон России, иллюстрациям с изображением различных природных зон России: Крайний Север (Арктика, тундра, тайга, смешанный лес, степь, пустыня.

Практика. Д/ игра «Распредели животных и растения по их местожительству».

2.11. Русские народные промыслы.

Теория. Дымковские игрушки делают в селе Дымково, а филимоновские – в Филимоново.

Практика. Лепка дымковской игрушки.

2.12. Путешествие в прошлое. Русская изба.

Теория. Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиям.

Практика. Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

2.13. Как жили наши предки.

Теория. Рассказ о Древней Руси, Киеве, Ярославе Мудром.

Практика. Хоровод «Березка».

2.14. Богатыри земли русской.

Теория. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».

Святой преподобный Илья Муромский. Чтение отрывков из былины о русском богатыре Илье Муромце.

Практика. Нарисовать доспехи русского богатыря.

3. Православные праздники

3.1. Рождество Пресвятой Богородицы.

Теория. История рождения Пресвятой Богородицы.

Практика. Раскрашивание лилии, просмотр мультфильма.

3.2. Покров Пресвятой Богородицы.

Теория. История праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Рассказ «Огонек Богородицы».

Практика. Рассматривание шарфов и кукол в народных костюмах, рисование узорного шарфика.

3.3. Праздник иконы Казанской Божьей Матери.

Теория. Рассказ о празднике Казанской иконы Божией Матери.

Практика. Просмотр иллюстраций праздника, мультфильма о помощи Божией Матери.

3.4. Рождественский звон колоколов.

Теория. Дать знания о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомство с традицией празднования Рождества.

Практика. Рассказывание Рождественских стихов у елки.

3.5. Крещение.

Теория. Рассказ о празднике «Крещение Господне», «Крест в огне не горит» Л. Чарской.

Практика. Раскрашивание снежинок.

3.6. Сретение Господне.

Теория. Ознакомление с библейской историей «Встреча старца Симеона в Иерусалимском храме», рассказ Л. Чарской «Царевна-льдинка».

Практика. Рассмотрение зимних пейзажей, просмотр мультфильма «Встреча» из православной серии «Кто-то рядом».

3.7. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Теория. Рассказ о празднике «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Практика. Раскрашивание птичек, просмотр мультфильма, разучивание потешки «Птичка, птичка».

3.8. Как на Масляной неделе…

Теория. Ознакомление с историей праздника «Масленица». Сказка «Широкий, мохнатый да масленый».

Практика. Праздничное мероприятие «Широка Масленица».

3.9. Пасха.

Теория. Евангельское событие праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с этим праздником.

Практика. Раскрашивание Пасхального яйца.

Итоговое занятие.

Теория. Беседа о мечтах детей.

Практика. Рисование «Мое будущее».

1.4. Планируемые результаты:

предметные:

будут знать:

• основные понятия нравственных качеств человека: доброта, дружба, уважение, совесть, прощение, милосердие, честность, любовь;

• историю своей семьи и семейные традиции;

• историю своего города, достопримечательности и памятные места в городе;

• основные православные праздники, традициии обычаи, связанные с ними.

метапредметные:

будут развиты:

• способности различать нравственное и безнравственное («хорошее и плохое») в сказке и в жизни;

• способность воспринимать и анализировать литературные произведения, умения выражать чувства;

• умения анализировать свои поступки и поступки других людей;

• познавательная активность, любознательность, доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание другим людям;

• привиты трудовые навыки, умения выполнять простейшие бытовые поручения;

• коммуникативные навыки;

• повысится образовательная компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

личностные:

• приобретут основные положительные нравственные качества: терпение, скромность, уважение, сочувствие и сострадание, дружелюбие, вежливость, доброта, честность.

• чувство почтения и любви к родителям и другим людям;

• ценностное отношение к Родине, своему народу, историко-культурным традициям;

ценностное отношение к окружающему миру.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Календарный учебный график (Приложение 2)

Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 – 14, пункт 8.3)

Всего учебных недель – 36.

Количество учебных часов: 36 час.

Учебный период - с 1 сентября 2021г. по 28 мая 2022г.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение и методическое обеспечение программы:

• уголки в группах по духовно-нравственному развитию;

• библиотека методической и художественной литературы;

• медиатека мультфильмов на тему «духовно-нравственного развития»;

• мини музей «Русская изба»;

• ноутбук;

• мультимедийная установка;

• музыкальный центр;

• интернет ресурсы;

• тематические папки и альбомы;

• дидактические материалы;

• конспекты занятий, праздников.

• наглядные пособия, разработанные к каждому занятию, имеющие свою тематику;

• предметы для художественного творчества.

2.3. Формы аттестации

Для определения результативности реализации программы используются следующие способы:

Педагогическое наблюдение:

активность на занятиях;

вовлеченность в проведение мероприятий;

заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Педагогический анализ:

-наблюдение по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков, личностного роста;

-оценивание полученных знаний (диагностика, опрос);

- опрос родителей с целью исследования динамики личностного роста ребёнка.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются:

-аналитическая справка;

-материал анкетирования и тестирования.

Формы подведения итогов реализации программы:

-организация и проведение открытых занятий;

-проведение развлечений;

-участие в тематических выставках;

-участие в конкурсах.

2.4. Оценочные материалы

Формой контроля за результативностью освоения программы является мониторинг деятельности.

Цель педагогического мониторинга – определение динамики индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов. Педагогический мониторинг формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

-беседы с детьми на темы нравственного содержания;

-решение проблемных ситуаций;

-наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.

Мониторинг включает в себя показатели и критерии, в соответствии с планируемыми результатами программы. Результаты заносятся в диагностическую карту и отражают уровень планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Форма фиксирования и обобщения достижений воспитанников – диагностические карты (Приложение 1)

2.5. Методические материалы

При изучении программы «Дорогою добра» приоритет отдается эффективным формам обучения.

Педагогические технологии, используемые в обучении:

• социо-игровые,

• здоровьесберегающие,

• личностно – ориентированные,

• информационно-коммуникативные,

• технология исследовательской деятельности,

• технология проблемного обучения;

• технология сотрудничества;

• проектная технология.

Основные методы и приёмы обучения:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• объяснительно-иллюстративный метод;

• метод стимулирования и релаксации;

• эвристический метод: организация активного поиска решения выдвинутых педагогом познавательных задач

2.6. Список литературы

1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.

2. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

3. Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008;

4. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

5. Зацепина Н. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. – М. ; Мозаика – синтез 2008 год.

6. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа:

http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

7. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.

8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с.

9. Методическиеосновы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

10. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс] //режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

11. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеева Г. Н. и др. ; Под ред. Ветлугиной Н. А. - М. : Просвещение, 2009. - 209с.

12. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.

13. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Ерёмина, Г. В. Емельянова и др. ; Под общ. ред. Е. И. Якубовской. – СПб. : СПбАППО, 2005.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Дорогою добра»
Опубликовано: 6 июля 2022 в 23:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД