Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне»

Ольга Платонова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне»

Содержание

1. Пояснительная записка ….3

2. Учебный план…6

3. Учебно – тематический план…6

4. Методы, используемые для реализации работы кружка…9

5. Материал….10

6. Список использованной литературы…. 11

Пояснительная записка

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот человек другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Лейне“» размещена в разделах

Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду с её одеждой и обязательно у него созревает познавательный интерес.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.

В нашем детском саду создан кружок «Лейне» по обучению детей мордовскому языку (эрзя). Главной целью является:

- обучение эрзянскому языку;

- познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

В нем занимаются не только дети мордовской национальности, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.

В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в ДОУ Республики Мордовия», а также программы «Валдоня» и «Мы в Мордовии живем», написанные авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Содержание образовательного процесса, при обучении мордовскому языку, включает: знакомство и заучивание песенок, потешек, прибауток, загадок. Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и направлена на пробуждения у ребенка интереса стремления к общению на мордовском языке, в данном случае на эрзянском.

Во время обучения решаются образовательно-воспитательные задачи: - дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа,

- осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Общение организуется в играх, игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о товарищах в группе, о сказочных героях.

Программа рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю по 10-15 минут в средней группе, по 15-20 минут в старшей группе, 20-25 минут в подготовительной к школе группе. Обучение предлагается проводить в устной форме на занятиях, и в процессе общения с детьми вне занятий (режимных моментах, а также при организации различных утренников, мероприятий. Программа предусматривает проведение занятий с октября по апрель. Для усвоения материала в 1-й год обучения предлагается 12 тем, во 2-ой 11 тем, в 3-й год обучения 12 тем.

Обогащению словаря, развитию связной речи способствуют такие методы и приемы, как: рассматривание предметных и сюжетных картинок и беседа по ним; вводные беседы и рассказы воспитателя на русском языке с применением мордовских слов и выражений, обобщающие беседы. В группе необходимо создать развивающую среду для обучения детей мордовскому языку: оформить группу (уголок) предметами декоративно-прикладного искусства, создать музей народного творчества, оформить альбомы, раскладушки о достопримечательностях республики, о знаменитых людях Мордовии и т. д. Большую помощь оказывает воспитателю пособие Брыжинского А. И. «Лисьмаприне»- для изучения эрзянского языка.

Программа предусматривает развитие двух основных форм устной речи: понимание речи и говорения.

Самыми важными при обучении мордовскому языку являются первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой у детей, прививает интерес к изучению языка. Работу надо начинать с активного усвоения слов эрзянской речи устной речи в игровых и учебных ситуациях по темам: «Мы знакомимся», «Моя семья», «Игрушки» и т. д.

Знакомство с мордовским языком начинается с разучивания слов-приветствий. Воспитатель здоровается с детьми на русском зыке, потом повторяет на мордовском языке. Для этого можно принести какого-нибудь героя.

При знакомстве детей с мордовскими названиями домашних и диких животных, птиц, организуются различные игровые ситуации и разучиваются игры. Для закрепления названий животных на мордовском языке сначала разучиваются и инсценируются сказки на русском языке, а после этого предлагается инсценировать сказку, называя животных на мордовском языке.

Учебный план занятий кружка «Лейне»

Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Количество занятий в год

2 8

Сентябрь - адаптационный период и занятия не проводятся.

Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

Учебно-тематический план

1-го года обучения

№ Тема занятий Количество часов

1. Мы знакомимся

3

2. Моя семья

3

3. Игрушки

3

4. Овощи и фрукты

3

5. Цвет

3

6. Части тела

3

7. Домашние животные и птицы

2

8. Дикие животные

3

9. Пища и посуда

3

10. Зима

3

11. Весна

3

12. Одежда и обувь

3

Повторение пройденного материала

4

Учебно-тематический план

2-го года обучения

№ Тема занятий Количество часов

1. Детский сад

3

2. Моя группа

3

3. Моя семья

3

4. Овощи и фрукты

4

5. Осень

3

6. В столовой

3

7. Новый год

3

8. Мой день

3

9. Зима. Зимние забавы.

3

10. Магазин

3

11. Счет 1-10

2

12. Повторение

4

Учебно-тематический план

3-го года обучения

№ Тема занятий Количество часов

1. В детском саду (мои игрушки, наша группа)

3

2. Семья. Профессии.

3

3. Одежда (ателье). Изготовление одежды.

3

4. Части тела. Личная гигиена.

4

5. Звери и птицы.

3

6. Овощи и фрукты. Сервировка стола

4

7. Город.

3

8. Дни недели

3

9. Времена года

4

10. Огород

4

11. Весна

4

12. Лето

3

13 Повторение

5

Методы, используемые для реализации работы кружка:

· Наглядные методы:

экскурсии, целевые прогулки;

наблюдения;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

проведение дидактических игр.

· Словесные методы:

чтение литературных произведений;

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

· Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок.

· Практические методы

организация продуктивной деятельности детей;

оформление мордовского уголка

постановка сказок, отрывков литературных произведений;

изготовление с детьми наглядных пособий.

Материал

Вид

Тематика

1. Картины - Времена года

- Моя семья

- Домашние животные

- Дикие животные

- Народный костюм

2. Дидактический материал к играм - Овощи, муляжи овощей

- Фрукты, муляжи фруктов

- маски зверей

3. Технические средства - Магнитофон

-Аудиокассета "Мордовские напевы"

4. Игрушки -Кукла «Мордовочка»

-Сказочные герои

- Игрушки звери

Список использованной литературы

1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.

2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учрежденийРесп. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.

3. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г

4. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011

5. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.

6. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.

7. «Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне»
Опубликовано: 12 января 2021 в 11:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД