Юлия Ермолаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ГОВОРУШКИ»
Содержание
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Нормативно – правовые документы
3. Цели и задачи программы
4. Принципы формирования программы
5. Возрастные особенности воспитанников 4-5 лет (средняя группа)
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
6. Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
1. Условия реализации образовательной программы
2. Интеграция с другими образовательными областями
5. Формы, способы, методы и средства реализации программы
6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Организационный раздел
1. Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды
2. Перспективное планирование
3. Обеспечение методическими материалами и литературой
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У воспитанников среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь воспитанников за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у воспитанников наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
Актуальность
Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.
Новизна
Развитие речи воспитанников с использованием в педагогическом процессе разных видов дидактических игр, пособий.
Использование в работе дидактических пособий: самодельных книжек – малышек
Гипотеза
Если целенаправленно развивать культуру речи воспитанников, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности воспитанников среднего возраста.
2. Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ);
-Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.4.3172-14
-Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
-Устав МБДОУ ДС №106 г. Челябинска.
- И в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ ДС № 106 г. Челябинска
Цель программы : развитие умений говорить и слушать, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
К общим задачам можно отнести:
• развивать умение говорить и слушать;
• развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
• обогащать активный и пассивный словарь;
• развивать звуковую культуру речи воспитанников;
• развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
• развивать артикуляционный аппарат;
• совершенствовать интонационную выразительность речи;
• способствовать развитию графических навыков,
• формировать навыки самоконтроля и самооценки,
• развивать мелкую моторику;
• воспитывать доброжелательные отношения между воспитанниками.
Основные задачи
Развивать речевые навыки, артикуляционный аппарат.
Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Развивать словарный запас воспитанников, грамматический строй речи, связную речь, звукопроизношение.
Развивать внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
Структура программы
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по развитию речи.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольном образовании.
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю.
3. Цели и задачи программы
Цель программы — Развитие связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Задачи обучения (средняя группа)
• Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.
• Учить воспитанников внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.
• Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.
• Развивать логическое мышление : уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
• Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.
• Учить воспитанников овладевать основными грамматическими формами, а именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
• С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.
4. Принципы формирования программы
Программа направлена на :
• реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;
• соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний,
• Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Принципы построения программы по ФГОС :
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьей;
• приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.
Принципы отбора содержания и реализации программы :
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения воспитанников грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей воспитанников, их потребностей.
Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы. Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников. организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
5. Возрастные особенности воспитанников
Характеристика возрастных особенностей воспитанников 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений воспитанников. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки воспитанников, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у воспитанников формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у воспитанников пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Воспитанники овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием воспитанников среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у воспитанников повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечё т за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы воспитанники пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях воспитанники проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни воспитанники активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
6. Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемые умения и навыки воспитанников к концу года обучения
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Содержательный раздел
1. Условия реализации образовательной программы
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Удовлетворять потребность воспитанников в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.
Форма реализации:
Программа реализуется через образовательную деятельность в кружке «Говорушки».
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: от 15 до 20 мин. Общее количество учебных занятий в год — 31.
Адресность: Программа предназначена для воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Образовательная деятельность проводятся по подгруппам с наполняемостью 5-10 человек.
Образовательную деятельность проводит воспитатель.
График работы кружка «Говорушки»
Пятница
I подгруппа
15.25 – 15.40
II подгруппа
15.45 – 16.00
2. Интеграция с другими образовательными областями
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Изобразительная деятельность», развитие продуктивной деятельности детей,
развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.
«Развитие речи», совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству,
Интеграция образовательных областей
«Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы для составления рассказов, игр, занятий, праздников, и самостоятельной деятельности.
«Познание». Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.
«Коммуникация» использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.
«Физическая культура» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
«Социализация» Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
3. Формы, способы, методы и средства реализации программы
В образовательной деятельности используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.
При проведении образовательной деятельности необходимо:
- создавать атмосферу заинтересованности, увлеченности, бодрого, энергичного настроения;
Образовательная деятельность должна не просто развлекать, а увлекать, заинтересовывать ребенка новой информацией, активной познавательной и творческой деятельностью, предоставляя ему возможности для личностного, художественно-эстетического развития;
- способствовать развитию каждого ребенка, особенно поддерживая неуверенных в себе, испытывающих определенные затруднения; педагог не должен сравнивать воспитанников, подчеркивая при этом, кто из них лучше себя проявляет, и наоборот;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки;
- собственное отношение педагога к деятельности, его эмоциональная выразительность, поскольку он является образцом для подражания;
- воспитывать доброжелательное отношение воспитанников по отношению друг к другу и ко всем взрослым, с которыми они общаются;
- в заключение образовательной деятельности различными способами вызывать у воспитанников радость, эмоциональное удовлетворение.
Формы работы с воспитанникам
• игра
• объяснение
• рассказ и рассказ воспитанников
• чтение воспитателя
• показ
• личный пример
• беседы
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.
Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают о чём и как разговаривать с малышом
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.
Организационный раздел
1. Организация художественно - эстетической творчески развивающей среды
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно-эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности.
Принципы организации среды :
- комплексирования и гибкого зонирования (пространство должно давать возможность свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
- активности (стимулирует познавательную деятельность на основе свободного выбора цели действия)
- свободы и самостоятельности. (позволяет ребенку выбирать то что ему по душе)
- новизны (помогает преодолевать стереотипность и однообразие)
-иллюзии жизненной правды (способствует получению воспитанниками психической и фактической возможности поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами)
Для организации процесса художественно-эстетического развития предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать не только возможность для активности, самостоятельности и творчества ребенка, необходима прежде всего ее эстетическая организация.