Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная геология»

Михаил Иванов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная геология»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная геология»

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся: 10-17 лет

Срок реализации программы: 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Занимательная геология», предназначенная для учеников 4-10 классов, призвана дать учащимся наиболее общие представления о Земле как о планете. Показать место Земли среди других планет Солнечной системы. Рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные породы и как они образуются. Эта программа дает учащимся необходимые сведения для понимания основных геологических процессов как эндогенных, так и экзогенных. Широкий взгляд на прошлое Земли в единстве процессов формирования планеты, возникновения континентов и океанов, возникновении и эволюции жизни. Геология, палеонтология, поиск полезных ископаемых и остатков древних животных и растений вызывали и вызывают у детей повышенный интерес. В этой науке заложена основа взаимодействия человека и природы, она развивает элементарные исследовательские навыки, учит жить и работать в необычных условиях, находить общий язык с единомышленниками и незнакомыми людьми. Геология, возникшая на стыке многих наук, в основе своей имеет такие фундаментальные дисциплины, как химия, физика, биология. В практической деятельности геолог использует почти весь арсенал школьных дисциплин. В одной профессии как бы синтезируются все знания. Кроме того, геология построена на исследовательских методах. Программа кружковой работы «Занимательная геология» может способствовать развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, расширению их кругозора, углублению знаний о Земле.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Занимательная геология“» размещена в разделах

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что, являясь существенным

дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит школьникам получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.

Геология, геологические исследования позволяют не только расширить кругозор школьника, но и воспитывают в нем наблюдательность, терпение, логическое мышление, чувство сопереживания и взаимовыручки, вырабатывают навыки самообслуживания и самоконтроля.

Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для развития личности учащихся, способной к саморазвитию, самообразованию и самореализации через освоение геологических знаний, изучение истории и природы родного края, профессиональную ориентацию, участие в учебно-исследовательской деятельности.

Исходя из цели, определены следующие задачи.

Обучающие:

• обучение основам знаний по геологии с элементами палеонтологии, минералогии, петрологии и полевой геологии;

• развитие умения работать с разными источниками информации;

• интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, биологии, астрономии и др.);

• осуществлять связь теории и практики, привлекая учащихся к изучению геологических памятников природы;

• приобретение обучающимися личного практического опыта;

• обучение приемам мониторинга окружающей среды;

• формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой врачебной помощи.

Развивающие:

• создание условий для формирования у детей научного мировоззрения;

• развивать у обучающихся интерес к изучению природы, способность и умение наблюдать геологические явления, анализировать исследуемые факты;

• создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;

• развитие способности принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.

Воспитывающие:

• воспитание патриотизма через изучение природы родного края;

• формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;

• воспитание личности, способной думать, творить, действовать;

• формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальности, коллективизма;

• преодолевать средствами игры, походов, экспедиций разрыв между физическим и духовным развитием, с учетом интереса личности, расширять сферу двигательной активности.

Содержание учебно-тематического плана

1 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Что такое геология и чем занимается геолог.

Тест о геологии и смежных дисциплинах.

Раздел 2. Земля – частица Вселенной

Тема 2.1. Образование Вселенной и Солнечной системы

Современные представления о происхождении Вселенной, галактик, Солнечной системы и планет.

Беседа об эволюции представлений человечества о строении Вселенной.

Тема 2.2. Планеты солнечной системы.

Формирование планет и Солнца. Планеты внешней и внутренней группы. Планеты гиганты. Астероиды.

Просмотр учебного фильма о Солнечной системе.

Раздел 3. Планета Земля, ее строение, состав и история развития.

Тема 3.1. Образование, строение и состав Земли. Земная кора и ее состав

Внутреннее строение Земли. Континентальная и океаническая кора. Фиксизм и мобилизм.

Лабораторная работа по тектонике плит.

Тема 3.2. Периодизация истории Земли.

Этапы развития Земли, возраст Земли, геохронологическая шкала.

Изучение геохронологической шкалы, ее подразделений.

Раздел 4. Минералы

Тема 4.1. Царство минералов.

Что такое минералы, их главные свойства и характеристики. Главные породообразующие минералы. Распространенность минералов в земной коре.

Изучение учебной коллекции минералов.

Тема 4.2. Морфологические типы минералов.

Кристаллические, аморфные и жидкие минералы. Минеральные агрегаты и минеральные тела.

Изучение учебной коллекции минералов. Лабораторная работа по изучению типов минералов.

Тема 4.3. Физические свойства минералов

Цвет. Цвет черты. Блеск. Твердость. Спайность. Излом. Плотность. Ковкость и хрупкость. Магнитность. Вкус. Горючесть.

Шкала Моосса, черта минерала.

Тема 4.4. Где и как образуются минералы. Процессы минералообразования.

Эндогенное, экзогенное и метаморфическое минералообразование

Изучение учебной коллекции минералов различного генезиса.

Тема 4.4. Классификация минералов

Классификация минералов по химическому составу. Классификация по происхождению.

Изучение учебной коллекции минералов.

Раздел 5. Горные породы

Тема 5.1. Горные породы. Структура и текстура горных пород.

Что такое горные породы. Структура и текстура горных пород.

Изучение учебных коллекций горных пород.

Тема 5.2. Классификация горных пород. Формы залегания

Классификация горных пород по происхождению. Группы гоных пород по форме залегания – стратифицированные, магматические, метаморфические, гидротермальные (пневмотермальные).

Изучение учебных коллекций горных пород.

Тема 5.3. Магматические горные породы.

Магматические горные породы – глубинные и изверженные. Происхождение. Состав. Классификация.

Определение магматических горных пород в учебной коллекции

Тема 5.4. Осадочные горные породы.

Что такое осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация.

Определение осадочных горных пород в учебной коллекции

Тема 5.5. Осадочные горные породы Московской области

Какие горные породы встречаются в Московской области – коренные и принесенные ледником.

Сбор коллекции осадочных пород Московской области в ходе геологических экскурсий.

Тема 5.6. Метаморфические горные породы

Что такое метаморфические горные породы. Происхождение, Состав. Классификация.

Определение метаморфических горных пород в учебной коллекции.

Раздел 6. Геологические процессы.

Тема 6.1. Геологические процессы.

Что такое геологические процессы, их классификация. Отрасли геологии, изучающие геологические процессы.

Тест на знание различных геологических процессов.

Тема 6.2. Разрывные нарушения горных пород.

Вертикальные и горизонтальные движения земной коры. Разрывные нарушения в земной коре. Глобальные разломы.

Лабораторная работа по выявлению разрывных нарушений с геологической и тектонической картой местности

Тема 6.3. Землетрясения.

Землетрясения. Их причины. Магнитуда. Эпицентр. Предсказание землетрясений

Лабораторная работа – отметить на карте сейсмически активные зоны Земли и эпицентры крупнейших землетрясений.

Тема 6.4. Магматизм. Эффузивный магматизм – вулканизм

Глубинные магматизм, Вулканизм. Трапповый вулканизм.

Изучение магматических горных пород в учебных коллекциях и музеях.

Тема 6.5. Осадкообразование.

Осадкообразование в реках, озерах, морях и океанах. Осадкообразование на континентальной окраине.

Изучение осадочных горных пород в учебных коллекциях и музеях.

Тема 6.6. Метаморфизм.

Какие породы могут подвергаться метаморфизму. Виды метаморфизма.

Изучение метаморфических горных пород в учебных коллекциях и музеях.

Раздел 7. Экзогенные геологические процессы.

Тема 7.1. Геологическая деятельность ветра

Эоловые процессы – дефляция, корразия, эоловый перенос, эоловая аккумуляция.

Лабораторная работа. Изучение эоловых форм рельефа во время геологических экскурсий.

Тема 7.2. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод

Эрозия, транспортировка, Аккумуляция. Возникновение оврагов.

Изучение деятельности поверхностных текучих вод во время геологических экскурсий. Изучение оврагов.

Тема 7.3. Геологическая деятельность речных потоков

Долины рек, наследование древних долин, меандры, стакицы, образование речных террас.

Изучение строения речных террас во время геологических экскурсий.

Тема 7.4. Геологическая деятельность подземных вод.

Растворение и переотложение. Водоносные и водоупорные горизонты. Зоны разгрузки.

Изучение деятельности подземных вод в процессе геологических экскурсий.

Тема 7.4. Карстовые процессы

Карстовые формы рельефа, их происхождение. Карст и псевдокарст.

Знакомство с карстовыми формами рельефа в ходе геологической экскурсии.

Раздел 8. Палеонтология, палеоэкология, палеогеография

Тема 8.1. Древние животные и их вымирание. Живые ископаемые

Происхождение жизни. Эволюция живых существ. Эпохи вымирания. Живые ископаемые и криптозоология.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 8.2. Беспозвоночные

Мшанки, кораллы, моллюски, брахиоподы.

Определение древних беспозвоночных в учебной коллекции, атласах и коллекциях музеев.

Тема 8.3. Позвоночные – динозавры, акулы и другие

Древние рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие. Чем динозавры отличались от других рептилий.

Изучение остатков древних позвоночных в атласах, учебных коллекциях и музеях.

Тема 8.4. Вымирание и эволюция

Глобальные эпохи вымирания в истории Земли. От чего вымерли динозавры и мамонты – разбор гипотез. Основы эволюционного учения – от Дарвина до современности.

Составление генеалогического древа лошади и человека по литературным данным.

Тема 8.5. Основы палеоэкологии

Что такое палеоэкология. Методы исследований.

определение тепловодных и холодноводных организмов в учебной коллекции.

Тема 8.6. Основы палеогеографии

Что изучает палеогеография. Методы исследований.

Лабораторная работа по палеогеографии.

Тема 8.7. Палеогеография Русской платформы и Московской области

Моря и суша в разные периоды геологической истории на территории. Русской платформы.

Лабораторная работа по палеогеографии Московского каменноугольного бассейна.

Раздел 9. Полезные ископаемые

Тема 9.1. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные

Что такое полезные ископаемые, их классификация.

Изучение полезных ископаемых в учебной коллекции.

Тема 9.2. Полезные ископаемые России

Какие полезные ископаемые известны на территории России. История горного дела в России.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 9.3. Полезные ископаемые Московской области

Какие полезные ископаемые можно найти в Московской области, какие из них имеют промышленное значение.

Сбор коллекции полезных ископаемых Московской области.

Тема 9.4. Методы поисков полезных ископаемых.

Методы поиска полезных ископаемых – геологические, геохимические, геофизические, геоботанические и др. Шлиховое опробование.

Практикум по шлиховому опробованию.

Раздел 10. Прикладная подготовка

Тема 10.1. Основные способы передвижения по равнинной и горной местности

Как правильно ходить по лесу, полю, оврагам. Ориентирование на местности.

Поход выходного дня с отработкой навыков передвижения и ориентирования.

Тема 10.2. Преодоление водных преград

Переправы через водные преграды – вброд, вплавь, по бревну или камням, с организацией перильной страховки.

Переправа вброд и с перильной страховкой.

Тема 10.3. Передвижение по скальному рельефу и работа с веревкой

Правила скалолазания, альпинистские узлы, правила использования перильной веревки. Основные приспособления для передвижения по веревке – карабины, восьмерка, жумар и т. д.

Практикум по вязанию узлов. Практическое использование перильной веревки.

Тема 10.4. Организация бивака, разведение костров.

Выбор места для бивака. Какие бывают костры. Организация полевого лагеря.

Постановка палатки. Разведение костра.

Тема 10.5. Использование специального геологического снаряжения

Какими приборами геолог пользуется во время полевых работ.

Практикум по использованию горного компаса.

Раздел 11. Итоговое занятие

Подведение итогов года.

Защита рефератов.

2 год обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Что должен знать геолог и как геология связана с другими науками.

Тест о междисциплинарных связях геологии.

Раздел 2. Земля – частица Вселенной

Тема 2.1. Планетология – геология других планет

Что мы знаем о строении других планет и Луны.

Реферат о внутреннем строении планет Солнечной системы.

Тема 2.2. Метеориты и их состав

Метеориты каменные и железные. Происхождение метеоритов. Химический состав метеоритов. Астроблемы.

Наблюдение метеорных потоков. Сбор метеоритного вещества и изучение его состава.

Раздел 3. Планета Земля, ее строение, состав и история развития.

Тема 3.1. Теории и гипотезы о строении и развитии земной коры

Океаническая и континентальная кора. Геосинклинальная. Тектоника плит.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 3.2. Стратиграфия и определение возраста горных пород

Методы определения возраста горных пород – стратиграфические, палеонтологические, геохимические, геофизические.

Изучение руководящих форм ископаемых для карбона, юры и мела Подмосковья.

Раздел 4. Минералы

Тема 4.1. Минералы и их свойства.

Изучение минералов в учебных коллекциях и коллекциях музеев.

Тема 4.2 Главнейшие породообразующие минералы и мономинеральные горные породы.

Изучение минералов и мономинеральных пород в учебных коллекциях и коллекциях музеев.

Тема 4.3. Основы кристаллографии

Кристаллы – структура, кристаллическая решетка, сингония.

Лабораторная работа по выращиванию кристаллов.

Тема 4.4. Химический состав минералов.

Основные группы минералов, выделяемые по химическому составу.

Изучение минералов в учебных коллекциях и коллекциях музеев.

Тема 4.5. Минералы и цветные камни Московской области

Какие минералы и цветные камни можно найти в Подмосковье.

Сбор коллекции минералов Подмосковья.

Раздел 5. Горные породы

Тема 5.1 Структура и текстура горных пород. Формы залегания.

Структуры и текстуры горных пород различного генезиса. Формы залегания горных пород.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 5.2. Классификация горных пород.

Классификация горных пород по генезису, по механическим свойствам.

Практикум по определению горных пород.

Тема 5.3. Магматические горные породы.

Магматические горные породы – глубинные и излившиеся.

Практикум по определению магматических горных пород.

Тема 5.4. Осадочные горные породы.

Осадочные горные породы – обломочные, хемогенные, органогенные. Литология.

Практикум по определению осадочных горных пород.

Тема 5.5. Метаморфические горные породы.

Метаморфические горные породы – сланцы, филлиты, гнейсы, кварциты и т. д.

Практикум по определения метаморфических горных пород.

Тема 5.6. Горные породы России и Московской области.

Горные породы, характерные для различных регионов России. Горные породы Подмосковья.

Сбор коллекции горных пород Подмосковья.

Раздел 6. Геологические процессы

Тема 6.1. Геологические катастрофы

Землетрясения, цунами, извержения вулканов, сели, горные обвалы, оползни.

Просмотр фильма о геологических катастрофах.

Тема 6.2. Вулканические процессы

Различные типы вулканизма. Гейзеры. Грязевые вулканы.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 6.3. Метаморфизм – региональный, динамометаморфизм

Метаморфические породы различного генезиса и развивающиеся по различным исходным породам.

Изучение метаморфических пород в учебных коллекциях и коллекциях музеев.

Тема 6.4. Горизонтальные и вертикальные движения земной коры

Зоны субдукции и обдукции. Дрейф материков. Надвиги. Офиолиты.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 6.5. Геологическая деятельность ветра

Эоловые процессы в степях, пустынях, горах.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 6.6. Геологическая деятельность воды.

Геологическая деятельность поверхностных вод, временных водотоков, рек, озер и морей. Делювий. Пролювий. Аллювий.

Изучение различных водных отложений во время геологических экскурсий.

Тема 6.7. Карстовые процессы и карстовые формы рельефа

Карстовые формы рельефа. Карстующиеся породы. Инфлювий, известковый туф, сталактиты и сталагмиты. Погребенный карст.

Изучение карстовых форм рельефа и инфлювия во время геологических экскурсий.

Тема 6.8. Геологическая деятельность ледников

Типы ледников. Морены. Таяние ледников.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 6.9. Геологическая деятельность человека

Человечество как фактор геологической среды. Влияние деятельности человека на земную поверхность и недра. Экология.

Изучение влияния деятельности человека на геологическую среду во время геологических экскурсий и походов выходного дня.

Раздел 7. Геоморфология

Тема 7.1. Формы рельефа и их связь с геологическим строением местности

Что такое геоморфология. Формы рельефа. Связь рельефа с геологическим строением местности.

Изучение форм рельефа во время геологических экскурсий и походов выходного дня.

Раздел 8. Геологическое картирование

Тема 8.1. Геологическая карта

Что такое геологическая карта. Виды карт – тектонические, стратиграфические, полезных ископаемых, литологические, четвертичные, геоморфологические и т. д.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 8.2. Построение геологических разрезов

Что такое геологический разрез. Построение геологического разреза по различным данным.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 8.3. Основы геологического картирования

Сбор материала, составление опорных разрезов, структура залегания горных пород, границы и разрывные нарушения. Построение карты на основе собранных данных.

Лабораторная работа по теме занятия.

Раздел 9. Палеонтология, палеоэкология, палеогеография.

Тема 9.1. Палеонтология беспозвоночных

Систематика беспозвоночных.

Определение основных групп беспозвоночных в атласах, учебных коллекциях и музеях.

Тема 9.2. Палеонтология беспозвоночных Московской области

Какие виды беспозвоночных обитали в палеозойских и мезозойских морях на территории Московской области.

Сбор коллекции основных групп беспозвоночных в ходе геологических экскурсий.

Тема 9.3. Палеонтология позвоночных

Систематика позвоночных. Динозавры, летающие и морские рептилии. Мамонтовая фауна.

Знакомство с остатками позвоночных разного возраста в коллекциях музеев.

Тема 9.4. Палеонтология мезозойских позвоночных Московской области

Какие рыбы, земноводные и рептилии обитали на территории Московской области. Подмосковные динозавры.

Поиск остатков древних позвоночных (морских рептилий и акул) в ходе геологических экскурсий.

Тема 9.5. Палеонтология третичных и четвертичных позвоночных Московской области

Какие млекопитающие обитали на территории Московской области в третичный и четвертичный периоды. Можно ли найти их остатки.

Знакомство с третичной и четвертичной фауной в коллекциях музеев.

Тема 9.6. Палеоботаника

Эволюция растительного мира Земли.

Сбор гербария растений, относящихся к «живым ископаемым».

Тема 9.7. Проблемы эволюции

Эволюционная теория, ее критика и подтверждение. Эволюция растений.

Лабораторная работа по определению эволюционных цепочек животных и растений.

Тема 9.8. Методы палеоэкологических исследований

Методы палеоэкологических исследований - морфофункциональный, актуалистический, тафономический, количественный, экспериментальный и биогеохимический.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 9.9. Методы палеогеографических исследований

Методы палеогеографических исследований – фациально-генетический, палеомагнитный, палеонтологический, палеоклиматический.

Лабораторная работа по теме занятия.

Раздел 10. Полезные ископаемые

Тема 10.1. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные.

Как образуются полезные ископаемые.

Изучение коллекций полезных ископаемых.

Тема 10.2. Полезные ископаемые России

Основные зоны рудопроявлений на территории России. Крупнейшие месторождения нерудных полезных ископаемых. Месторождения нефти и газа.

Лабораторная работа по теме занятия.

Тема 10.3. Полезные ископаемые Московской области.

Рудные полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые. Горючие полезные ископаемые. Фосфориты. Болотные руды. Золото Подмосковья.

Знакомство с полезными ископаемыми Московской области во время геологических экскурсий.

Тема 10.4. Методы поисков полезных ископаемых.

Основные методы поиска полезных ископаемых – космические, аэрогеологические, аэрогеофизические, геологические, геолого-минералогические, геохимические, геофизические, горно-буровые, подводные.

Поиск проявлений полезных ископаемых геологическими и геолого-минералогическими методами во время геологических экскурсий.

Раздел 11. Прикладная подготовка

Тема 11.1. Основные способы передвижения по равнинной и горной местности

Правила передвижения в лесу, на крутых склонах, на осыпях. Передвижение по ледникам.

Поход выходного дня с преодолением различных форм рельефа.

Тема 11.2. Преодоление водных преград

Переправа через горные реки со страховочной веревкой и навесная.

Наведение подвесной переправы.

Тема 11.3. Передвижение по скальному рельефу и работа с веревкой.

Скалолазание, страховка, организация точек страховки, применение полиспаста для подъема и спуска пострадавшего.

Свободное лазание с верхней и нижней страховкой; подъем и спуск пострадавшего; организация искусственных точек страховки (крюк, закладка и т. д.).

Тема 11.4. Организация бивака, разведение костров.

Организация базового лагеря.

Основы полевой кулинарии.

Тема 11.5. Использование специального геологического снаряжения.

Геофизические приборы, горный компас, молоток, лоток, сита.

Проведение замеров для статистической обработки материалов. Промывка «серого» и «черного» шлиха. Гранулометрическое опробование.

Раздел 12. Итоговое занятие

Подведение итогов года.

Защита рефератов и отчетов.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная геология»
Опубликовано: 25 июля 2023 в 23:21
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД