Ахмедова Фарида Каибхановна
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ханты–Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)
Комитет образования и науки Администрации города Нягани МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «ЕЛОЧКА»
(МАДОУ г. Нягани «Д/с №1 «Елочка»)
«Цветные ладошки» дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетическая направленность
на 2023-2024 учебный год
Возраст: 5-6 лет срок реализации: 1 год Разработал воспитатель:
Ахмедова Фарида Каибхановна
г. Нягань 2023г
Пояснительная записка
Актуальность и новизна:
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности „Цветные ладошки“» размещена в разделах
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Основной задачей в работе кружка является развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель реализации программы : создание условий для формирования художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.
Уровень сложности и направленность : программа рассчитана на базовый уровень сложности, направленность – художественность.
Категория воспитанников: дети от 5-6-ти лет. Специальный отбор не проводится. Дети зачисляются по добровольному желанию и по желанию родителей.
Объем и срок освоения программы
Год обучения Общее количество часов Количество часов в неделю Количество недель
2023/2024 учебный год 60 2 32
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности.
Очная. Программа предполагает проведение двух педагогических мероприятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «Цветные ладошки». Общее количество мероприятий в год – 60.
Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.
Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик и современных образовательных технологий, соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
Условия реализации программы : формирование учебных групп кружка осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Пол участвующих детей в освоении программы не учитывается. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется. Наличие физической и практической подготовки не требуется.
Планируемые результаты освоения программы :
Знает:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Умеет:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Приобретает навыки:
- развивает мелкую моторику;
- тренирует память и внимание;
- учится думать и анализировать;
- фантазировать;
- соизмерять и сравнивать.
Список детей, посещающих кружок «Цветные ладошки»
№ ФИО Группа
1 Алексеева Анна 9
2 Гаврилова Дарья 9
3 Жукова Мария 9
4 Ногина Есения 9
5 Овечкина Вероника 9
График работы кружка «Цветные ладошки»
Понедельник 17: 40 - 18:05
Пятница 17: 40 - 18:05
Учебно-тематический план
№/п Тема Количество часов Форма контроля (итог)
всего Теория (%) Практика (%)
1. Диагностика 1 0,5 0,5 Тест/наблюдение
2. Вводное занятие 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
3. «Осенние листья» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
4. «Осень» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
5. «Весёлые пальчики» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
6. «Астры в вазе» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
7. «Зонтик» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
8. «Первый снег» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
9. «Кляксография» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
10. «Зимний лес» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
11. «Букет» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
12. «Обои в моей комнате» фон 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
13. «Обои в моей комнате» штамп 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
14. «Жар-птица» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
15. «Домики для трех поросят» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
16. «Морозные узоры на окне» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
17. «Волшебные рисунки ниточки» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
18. «Лисичка сестричка» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
19. «Волшебные краски» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
20. «Волшебные краски» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
21. «Дед Мороз» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
22. «Сказочная птица» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
23. «Веселые снеговички» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
24. «Волшебные рисунки ниточки» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
25. По замыслу 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
26. «Змей Горыныч» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
27. «Ветка брусники» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
28. «Снежная королева» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
29. «Снежинки» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
30. «Сказочное дерево» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
31. «Сказочное дерево» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
32. «Подводное царство» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
33. «Подводное царство» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
34. «Необычное в обычном» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
35. «Ветка мимозы» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
36. «Ветка мимозы» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
37. «Зимний лес» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
38. «Зимнее деревце» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
39. «Ваза с цветами» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
40. «Ваза с цветами» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
41. «Пингвины на льдинах» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
42. «Пингвины на льдинах» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
43. «Лес. Дерево» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
44. «Бабочки» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
45. «Бабочки» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
46. «Подснежники для мамы» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
47. «Совы» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
48. «Космическое путешествие» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
49. «Плюшевый медвежонок» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
50. «Черепахи» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
51. «Зеленый шум» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
52. «Мой маленький друг» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
53. «Тампонирование. Оттиск» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
54. «Дождь и радуга» 1 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
55. «Дождь и радуга» 2 этап 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
56. «Березы весной» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
57. «Ежики» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа
58. «Воздушный шар» 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
59. Итоговое занятие 1 0,3 0,7 Самостоятельная работа/ выставка
60. Диагностика 1 0,3 0,7 Тест/наблюдение
Итого: 60
Учебный план
Название курса Кол-во занятий в
неделю Кол-во занятий в
месяц Кол-во занятий в год Длительность
занятий Кол-во
воспитанников
«Цветные ладошки» 2 8 60 25 мин. До 5 человек
Календарно-учебный график
№/п меся ц числ о Время проведения занятия Форма проведени
я занятия Количес тво
часов Тема занятия Место проведения занятия Формы контроля
1. 10 2 17: 40 - 18:05 Групповая 1 Диагностика Изостудия Тест/наблюдение
2. 10 6 17: 40 - 18:05 Групповая 1 Вводное занятие Изостудия Тест/наблюдение
3. 10 9 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Осенние листья» Изостудия Самостоятельная работа/
наблюдение
4. 10 13 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Осень» Изостудия Самостоятельная работа
5. 10 16 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Весёлые пальчики» Изостудия Самостоятельная работа
6. 10 20 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Астры в вазе» Изостудия Самостоятельная работа
7. 10 23 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Зонтик» Изостудия Самостоятельная работа
8. 10 27 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Первый снег» Изостудия Самостоятельная
работа/наблюдение
9. 11 3 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Кляксография» Изостудия Самостоятельная работа
10. 11 10 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Зимний лес» Изостудия Самостоятельная работа
11. 11 13 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Букет» Изостудия Самостоятельная работа
12. 11 17 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Обои в моей комнате»
фон Изостудия Самостоятельная работа
13. 11 20 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Обои в моей комнате»
штамп Изостудия Самостоятельная работа
14. 11 24 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Жар-птица» Изостудия Самостоятельная
работа/наблюдение
15. 11 27 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Домики для трех
поросят» Изостудия Самостоятельная работа
16. 12 1 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Морозные узоры на
окне» Изостудия Самостоятельная работа
17. 12 4 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Волшебные рисунки
ниточки» Изостудия Самостоятельная работа
18. 12 8 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Лисичка сестричка» Изостудия Самостоятельная работа
19. 12 11 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Волшебные краски» 1
этап Изостудия Самостоятельная работа
20. 12 15 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Волшебные краски» 2
этап Изостудия Самостоятельная
работа/наблюдение
21. 12 18 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Дед Мороз» Изостудия Самостоятельная работа
22. 12 22 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Сказочная птица» Изостудия Самостоятельная работа
23. 12 25 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Веселые снеговички» Изостудия Самостоятельная работа
24. 01 12 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Волшебные рисунки
ниточки» Изостудия Самостоятельная работа
25. 01 15 17: 40 - 18:05 Групповая 1 По замыслу Изостудия Самостоятельная работа
26. 01 19 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Змей Горыныч» Изостудия Самостоятельная работа
27. 01 22 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ветка брусники» Изостудия Наблюдение/
Самостоятельная работа
28. 01 26 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Снежная королева» Изостудия Самостоятельная работа
29. 01 29 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Снежинки» Изостудия Самостоятельная работа
30. 02 2 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Сказочное дерево» 1
этап Изостудия Самостоятельная работа
31. 02 5 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Сказочное дерево» 2
этап Изостудия Самостоятельная работа
32. 02 9 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Подводное царство» 1
этап Изостудия Самостоятельная работа
33. 02 12 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Подводное царство» 2
этап Изостудия Самостоятельная работа
34. 02 16 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Необычное в обычном» Изостудия Самостоятельная работа
35. 02 19 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ветка мимозы» 1 этап Изостудия Самостоятельная работа
36. 02 26 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ветка мимозы» 2 этап Изостудия Самостоятельная работа
37. 03 1 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Зимний лес» Изостудия Самостоятельная работа
38. 03 4 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Зимнее деревце» Изостудия Самостоятельная работа
39. 03 11 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ваза с цветами» 1 этап Изостудия Самостоятельная работа
40. 03 15 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ваза с цветами» 2 этап Изостудия Самостоятельная работа
41. 03 18 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Пингвины на льдинах»
1 этап Изостудия Самостоятельная работа
42. 03 22 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Пингвины на льдинах»
2 этап Изостудия Самостоятельная работа
43. 03 25 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Лес. Дерево» Изостудия Самостоятельная работа
44. 03 29 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Бабочки» 1 этап Изостудия Самостоятельная работа
45. 04 1 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Бабочки» 2 этап Изостудия Самостоятельная работа
46. 04 5 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Подснежник для мамы» Изостудия Самостоятельная работа
47. 04 8 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Совы» Изостудия Самостоятельная работа
48. 04 12 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Космическое
путешествие» Изостудия Самостоятельная работа
49. 04 15 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Плюшевый
медвежонок» Изостудия Самостоятельная работа
50. 04 19 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Черепахи» Изостудия Самостоятельная работа
51. 04 22 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Зеленый шум» Изостудия Самостоятельная работа
52. 04 26 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Мой маленький друг» Изостудия Самостоятельная работа
53. 05 3 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Тампонирование.
Оттиск» Изостудия Самостоятельная работа
54. 05 6 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Дождь и радуга» 1 этап Изостудия Самостоятельная работа
55. 05 10 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Дождь и радуга» 2 этап Изостудия Наблюдение
56. 05 13 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Березы весной» Изостудия Самостоятельная работа
57. 05 17 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Ежики» Изостудия Самостоятельная работа
58. 05 20 17: 40 - 18:05 Групповая 1 «Воздушный шар» Изостудия Самостоятельная работа
59. 05 24 17: 40 - 18:05 Групповая 1 Итоговое занятие Изостудия Самостоятельная работа
60. 05 27 17: 40 - 18:05 Групповая 1 Диагностика Изостудия Тест/наблюдение
Материально –техническое обеспечение
Помещение для занятий, соответствующее нормам СП 2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20; используется следующее оборудование:
стулья, столы, компьютер, интерактивная доска, учебная доска, звуковые колонки и т. п.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства Учебники и учебные пособия:
- видео и аудио материал
- реквизиты
- альбомы с образцами и схемами
Расходные материалы - листы бумаги
- восковые мелки
- уголь
- гуашь
- трафареты
- кисточка с коротким ворсом (тычок)
- тампон
- стекло или пластик
- нитки
- щётка и стека
- крупа
- подносы
- использованные фломастеры
- печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).
Оценка качества освоения образовательной программы
Формы контроля: для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие контроли:
- входной опрос
- Текущий- устный опрос.
- промежуточный – тематические выставки в ДОУ, ежемесячные выставки детских работ для родителей, фотоотчеты.
- итоговый контроль – проводится по методике Комаровой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. :«Просвещение», 2015.
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М. : Академия. – 2010
6. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. Иванова О. Л., Васильева И. И., Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011
8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2008. 9. Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
10. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
1. Ветрова Г. Е. Сказка о правдивом художнике. Серов – М. : Издательство «Белый город», 2008
2. Ветрова Г. Е. Сказка о сказочнике. Васнецов – М. : Издательство «Белый город», 2008.
3. Ветрова Г. Е. Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов – М. : Издательство «Белый город», 2008.
4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. Учебно-наглядное пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.
5. Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
6. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. Учебно-наглядное пособие – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.
7. Лыкова И. А. «Рисуем натюрморт» - М. : Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001.
8. Лыкова И. А. Альбом «Пестрые крылышки». – М. : Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001
9. Лыкова И. А. Альбом «Цветные хвостики» - М. : Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001
Позина Е. А. Времена года в стихах, рассказах и загадках. – М. : Издательство «Стрекоз