Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

Трубина Татьяна Сергеевна
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль -7 лет)

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Шахматная азбука“» размещена в разделах

Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б. Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности

Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие

.

Объем программы

Программа рассчитана на один год обучения.

Режим занятий: обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя:

1. Организационный момент: приветствие

2. Повторение пройденного материала.

3. Новый материал.

4. Закрепление нового материала.

5. «Из истории шахмат»

6. Итог занятия.

Содержание программы :

Учебный курс включает в себя 3 темы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

К концу курса дети должны знать: шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход

.

Тематика курса

Работа по программе разделена условно на три этапа, по времени средней продолжительности.

На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.

С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

На этом же этапе ведется активная работа с родителями: консультации по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу первого этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.

Таким образом, дети сами приходят к сути игры. Даю понять, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (свои 16, противника - 16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника). В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия.

Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, с взрослыми;

-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.

К концу года сами запоминают свои ходы и ходы противника, строят алгоритм своей игры, логические цепочки, у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание, самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.

У родителей положительные эмоции - дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Чтобы проверить уровень освоения игры своими воспитанниками, разработала критерии, приведённые в диаграмме (см. выше). Инструментарием является непосредственная игра.

Перспективное планирование работы по шахматному образованию детей 6-7 лет

Октябрь

Занятия 1.

-«Откуда пришли шахматы

Цель: познакомить детей с понятием «шахматы»

Занятие 2.

-«Волшебная доска»

Познакомить детей с понятиями:

- шахматная доска,

- белые и черные поля,

- чередование белых и черных полей,

- центр шахматной доски.

Занятие 3.

«Шахматные чудеса»

Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат.

Занятие 4

Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.

Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах.

Занятие 5.

«Волшебная доска».

Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками.

Занятие 6.

«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами :

- белые и черные,

- названиями фигур,

-учить сравнивать их между собой,

- находить фигуры в ряду.

Ноябрь

Занятие 7.

«Путешествие по волшебной доске»

Цель: познакомить детей со строением доски. Занятие 6.

Занятие 8

«В гостях у пешки»

Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой.

Занятие 9. «Взятие»

Познакомить детей с шахматной фигурой

«Ладья», «ход фигуры»

Занятие 10

«Прямолинейная, бесхитростная фигура»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй.

Занятие 11.

«Шахматный слон»

Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон.

Занятие 12.

Слон против слона

Познакомить детей с шахматной фигурой

«Слон», «ход фигуры»

Декабрь

Занятие 13.

Могучая фигура»

Цель: познакомить детей с ферзём

Занятие 14

Ферзь против ладьи и слона

Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь», «ход фигуры».

Занятие 15.

«Я люблю свою лошадку»

Цель: познакомить с фигурой – конь. Занятие

Занятие 17

Шахматные партии

Цель: учить записывать шахматные партии

Занятие 18

Конь против коня

Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь», «ход фигуры»

Январь новогодние каникулы

Занятие 19

«На золотом крыльце сидели…»

Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём.

Занятие 20.

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Февраль

Занятие 21.

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 22.

«Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 23.

«Сделай правильный шаг!»

Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. Занятие 24.

Решение простейших шахматных задач

Занятие 25

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача»

Занятие 26

Ферзь, король, ладья и слон против пешки.

Король и пешка против коня

Познакомить детей с шахматной фигурой «Король», «ход фигуры».

Март

Занятие 27.

(закрепление)

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Занятие 28

Не ходи, король, под шах.

Защита от шаха

Умный шах

Новое понятие – шах, познакомить детей с тремя вариантами защиты от шаха. Решение простейших шахматных задач.

(закрепление)

Занятие 29 «Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 30

«Ничья и пат» (32. 33)

Новые понятия - ничья и пат. Решение простейших шахматных задач.

(закрепление)

Занятие 31 «Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 32.

(закрепление)

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие «шахматная задача».

Апрель

Занятие 33

«Утро в шахматном королевстве или Правила дебюта»

Новые понятия – дебют, миттельшпиль, эндшпиль, ценность фигур, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с правилами.

Занятие 34 «Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 35

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 36

«Реши задачу»

Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. Занятие 24

Занятие 37

«Здоровые телом – сильные духом».

Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый.

Май Занятие 38

«Шахматные часы»

Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Новые понятия - шахматные часы, время отведенное на партию, контроль времени

Занятие 39

«В гостях у сказки»

Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку.

Шахматный праздник.

Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. ъ

Выпускное мероприятие для детей. Прощание с секцией. Выдача сертификатов об окончании 1 года обучения

Взаимодействие с родителями.

Ноябрь

Конкурс рисунков для детей

«На лучшую шахматную фигуру» см. положение

Январь

Конкурс для детей и родителей

«На лучшую сказку о шахматном королевстве»

Мониторинг.

Уровни усвоения шахматной грамоты у детей

Высокий уровень – устойчивый интерес к игре, умение решать шахматные задачи, владеют основными правилами игры в шахматы, играют самостоятельно, принимают участие в турнирах.

Средний уровень – устойчивый интерес к игре, знают основные правила игры в шахматы, могут применять их при игре, пользуются частично помощью взрослого (педагога).

Низкий уровень – знают основные понятия игры в шахматы, но интереса к игре не проявляют, игра носит эпизодический характер.

Работая над программой, я опираюсь на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д. ; принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности - нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Электоронный ресурс: минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО

2. Фоминых Мария «Шахматы для детей» Обучающая сказка в картинках (соответствует ФГОС) Питер 2020

3. Мюррей Чендлер «Шахматы детям. Лучшие тактические приемы» Питер 2015г «Феникс, 2012

5. Сухин И. Г. «Шахматы для самых маленьких» Москва, Издательство АСТ 2017

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/;

3. Шахматы : [сайт] URL : https://megachess.net/School/textbook/;

4. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/.

5. https://logiclike.com/math-logic/shahmatnye-zadachi

6. https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/shaxmatnye-zadachi-dlya-detej.htm

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД