Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа «За кулисами и на сцене»

Ирина Зайцева
Дополнительная общеразвивающая программа «За кулисами и на сцене»

Дополнительная общеразвивающая программа «За кулисами и на сцене»

Автор-составитель

Зайцева Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Программа «За кулисами и на сцене» нацелена на развитие нравственно – эстетической культуры воспитанников и рассчитана на 2 месяца, включая в себя 24 занятия. Из них: 8 теоретических (1занятие в неделю, 16 практических (3 занятия в неделю).

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „За кулисами и на сцене“» размещена в разделах

Возраст воспитанников от 7 до 10 лет, т. к., исходя из практики, именно в возрасте до 10 лет закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, активизируется познавательный интерес, формируется духовность.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Он близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Главная задача любого творческого коллектива культурно – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. А если несовершеннолетний будет глубже знать интересующую его тему («изнутри», это поможет раскрытию его творческого потенциала, развитию коммуникативных навыков, рождению желания проявить себя.

Название программы соответствует содержанию. Программа призвана познакомить несовершеннолетних с тем что происходит «за кулисами» театра, театральной деятельности, чтобы в последствии не бояться выступать перед зрителем, аудиторией.

На занятиях воспитанники знакомятся с разновидностью театров, театральными профессиями (обогащается словарный запас, возникает понимание «эмоционального труда артиста»).

У несовершеннолетних закрепляются правила поведения в театре и общественных местах (формируются нравственно-эстетические чувства, а также расширяется творческий потенциал (работа в «Творческой мастерской»,

У воспитанников появляется уверенность в собственных силах (практические занятия по «подготовке артистов» к действиям на сцене, принятие самостоятельных решений по костюмированию и прочтению ролей).

Цель программы.

Эстетическое воспитание и развитие понимающего, умного артиста и культурного театрального зрителя, обладающих художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии; создание психологических, художественных, прикладных, социальных условий для проявления творческой одарённости обучающихся, развитие общей культуры личности.

Задачи программы:

1. Расширять представления обучающихся о «закулисных» особенностях сценического искусства и театральных профессиях.

2. Способствовать раскрытию потенциальных способностей обучающихся, способствовать социализации обучающихся в различных социальных кругах, адаптации личности в детском социуме.

3. Воспитание личности, понимающей свои возможности для саморазвития, самореализации и самопроявления.

4. Способствовать развитию этической культуры обучающихся.

5. Развивать четкую интонационную дикцию, выразительность речи, фантазию и воображение; обогащать впечатления литературными произведениями через прочтение и проигрывание.

Формы проведения занятий:

• Игра, беседа, работа в «творческой мастерской», иллюстрирование, видеопрезентации.

• Инсценирование (в т. ч. актёрские импровизации).

• Посещение спектаклей (организация культвыходов в театры и кинотеатры города; экскурсии в музеи города («Музей игрушек», «Музей художественных промыслов», «Музей экзотических животных», и др.).

• Сценические выступления, мини-спектакли, участие в областных мероприятиях и мероприятиях учреждения.

Актуальность и концептуальные основы программы

…Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

К. С. Станиславский

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р, определены основные цели и задачи государственной политики в сфере культуры, направленные на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012-2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.

Современная педагогическая наука отмечает высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка.

По мнению современных ученых (Всероссийская конференция учёных, Москва, 2005г.) искусство театра представляет собой «органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности и её творческого потенциала».

Для несовершеннолетних, театр - это мощнейший инструмент социализации личности и приобщения к культуре, становления художественного вкуса.

К сожалению, все больше людей на вопрос: «А любите ли вы театр?» — вряд ли ответят утвердительно. Зачем выходить из дома, когда столько всего показывают по телевидению, а Интернет позволяет выбрать из огромного количества фильмов те, которые хочется посмотреть.

Симбиоз классической сцены и современных ценностей зачастую приводит к деградации этого вида искусства. Вплоть до того, что в аудиторию летят глупые шутки, неадекватные фразы, грубый мат — свидетельство низкого уровня культуры. И что самое печальное — людям нравится это смотреть. Находясь в зале, взрослые позволяют себе мусорить, разговаривать по телефону, нарушать правила этикета, несмотря на то, что это место, где подобает вести себя культурно. А ведь дети копируют негативное поведение взрослых! А этого быть не должно! Важно закрепить у несовершеннолетних необходимость стремления к высокому, к красоте и совершенству, где присутствует момент искренности и культуры. Мир театра, возможность посмотреть на театр «изнутри», выход на сцену, восхищённые глаза зрителей - драгоценный дар того, что есть у человека разумного.

Актуальность программы «За кулисами и на сцене» обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, проявлению воображения и фантазии. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями со сверстниками, рассказывают родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства, умению слышать собеседника, достигать взаимопонимания. Совместная работа в творческой мастерской развивает коммуникативные качества.

Искусство театра тесно связано с окружающей жизнью и бытом, это наиболее удобный способ реализовать себя, приобщиться к жизни в социуме:

• Знакомясь с «закулисной жизнью» театра, несовершеннолетние получают представление о театральных профессиях, о нелёгком труде взрослых.

• На сцене актер мастерски раскрывает характер героя, видя это и учась на этом примере, в жизни ребёнок пересматривает своё отношение к окружающему миру, учась анализировать и оценивать свои поступки, принимать самостоятельные решения. Поняв авторскую позицию, ребёнок сам учится импровизировать, проявляя фантазию и творчество.

• Свободно держась на сцене, он и в жизни становится коммуникабельным, активным. Проявляет инициативу, не боясь «быть смешным».

• Сопереживая литературным героям, воспитанник переосмысливает собственное поведение.

В ГКУ СРЦН «Солнышко» создаются оптимальные условия для комфортного общения несовершеннолетних в группах, реализуется индивидуальный подход к каждому воспитаннику, и поддерживаются тесные взаимоотношения педагогов и родителей. В процессе общения создаётся доверительная атмосфера, вследствие чего исчезает обособленность и внутренняя конфликтность воспитанника, снижается психоэмоциональное напряжение. Коллективное творчество учит детей не прятаться за чужими спинами, а самим оказывать поддержку товарищам.

В Учреждении находятся несовершеннолетние, которые испытывают трудности в социальной адаптации. Практически у всех проблемы в общении: замкнутость, агрессивность, неумение слышать собеседника и т. д. После проведения первичной диагностики выясняется, что некоторые воспитанники вообще не были в театре.

В возрасте до 10 лет дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. А воспитание положительных качеств, профилактика вредных привычек – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Первые попытки сыграть героев на сцене расширяют представление детей о театральных профессиях. Так формируется база для интереса к занятиям, на которых воспитанники знакомятся с обратной стороной тяжёлого творческого труда, знакомясь и участвуя в подготовительной работе перед выступлением.

В процессе реализации программы воспитанники получают необходимый запас знаний, чтобы в результате свободно выходить на сцену в качестве артиста, и проявлять культуру в качестве «зрителя». «Умный артист» и «Культурный зритель» - это актуально в нашем компьютеризированном обществе. Огорчает тот факт, что сегодня несовершеннолетние предпочитают игровые приложения игре на сцене, зацикливание на гаджетах – общению друг с другом.

Программа «За кулисами и на сцене» предполагает переключение «зацикленных» интересов детей на свободное и систематическое общение друг с другом, оказание взаимопомощи, желание работать в коллективе и радоваться успеху сверстника.

Отличительные особенности и новизна программы

1. Принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию несовершеннолетнего средствами театра, где воспитанник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, костюмера, звукорежиссёра, ведущего мероприятия;

2. Принцип интеграции – интегрированные занятия и тематические мероприятия совместно с детьми- инвалидами.

3. Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Ожидаемый результат

1. Воспитанники получают первичную информацию о «закулисных» особенностях сценического искусства, театральных профессиях: актёра, режиссёра, кукловода, осветителя, звукооператора. Осуществляют самостоятельный подбор атрибутов. Проявляют интерес к более глубокому ознакомлению с «закулисной» жизнью театра. У воспитанников появляется уважение к труду взрослых, бережное отношение к декорациям, реквизиту, костюмам. Проявляется гордость за достижения отечественной культуры.

2. Воспитанники активно участвуют в проигрывании на заданную тему, точно передавая характеристики профессий, проявляя фантазию и воображение. (умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему). Выразительно произносят тексты, в т. ч. с разными интонациями. Умеют составлять диалог между сказочными и литературными героями. В результате реализации программы (через прочтение, проигрывание, просмотр фильмов, спектаклей и т. д., происходит обогащение литературными произведениями, желание подражать добрым героям.

3. Воспитанники активно участвуют во всех предложенных мероприятиях и выступлениях. Раскрываются потенциальные способности детей через совместную работу в «Творческой мастерской» и выступлениях на сцене. Воспитывается «зрительская культура», контактность со зрителем, сценическая уверенность, умение анализировать, сравнивать.

Условия, необходимые для реализации программы

- светлое, просторное репетиционное помещение;

- музыкальный зал со сценой;

- ширма, наличие кукол;

- наличие музыкальной аппаратуры;

- наличие технической поддержки для просмотра видеоматериала;

- наличие методических пособий;

- наличие костюмов, декораций, реквизита;

- наличие фонотеки с различной музыкой;

- стулья для воспитанников;

- возможности для документальной видео и фото съемки.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «За кулисами и на сцене»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 14:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД