Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа «Загадочный мир оригами»

Татьяна Орлова
Дополнительная общеразвивающая программа «Загадочный мир оригами»

Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, умение видеть прекрасное и творить прекрасное своими руками, предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающего мира. Работа на основе наблюдения и изучения реальности является важным условием успешного усвоения материала детьми. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней становится источником самостоятельных творческих поисков.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Загадочный мир оригами“» размещена в разделах

Программа «Загадочный мир оригами» поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Внеклассная работа является составной частью воспитательного процесса, продолжает формировать у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества разных стран, уважение к разным культурам. Занятие по программе дополнительного образования "Загадочный мир оригами» позволяет детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов, поделок из обыкновенной бумаги, которая бывает всегда под рукой. В наше время хочется научить детей терпеливо идти к своей цели, чтобы потом ребенок мог радоваться своим маленьким победам.

Оригами способствует развитию мелкой моторики рук, умению анализировать, развивает умственные способности, конструировать, помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления. Кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, умение поэтапно планировать свою работу и доводить её до желаемого результата.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей оригами, с учетом их возрастных особенностей.

Занятия по оригами развивает активный творческий поиск и самого педагога. Совершенствуя свои умения, он сможет привить интерес к древнему искусству и поможет ввести детей в мир искусства оригами не только практикой, но и с помощью исторических сведении и фактов.

Направленность программы : художественная.

Актуальность программы : данная программа способствует решению современных задач развития многосторонней личности. В процессе занятии развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя. Оригами прекрасное психотерапевтическое средство, отвлекающее и переключающее детей во время психотравмирующих ситуации.

Дополнительная общеобразовательная программа «Загадочный мир оригами» разработана и откорректирована в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", Уставом Учреждения.

Педагогическая целесообразность программы : совершенствование трудовых умений детей, технические навыки, формирование культуры труда. В процессе складывания фигур оригами, дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, квадрат, треугольник, вертикаль, диагональ и др.).

Отличительные особенности программы :

инновационный характер;

единство активных и увлекательных методов и приемов учебной работы;

широкий комплекс различного дополнительного материала.

Планомерная работа по обновлению содержания программы способствует ежегодной ее обновляемости с учетом развития науки, культуры, технологий и социальной сферы.

Цель: способствовать всестороннему, интеллектуальному, эстетическому развитию детей, через знакомство и изучение древнейшего искусства оригами.

Задачи:

обучающие:

обучение навыкам пользования чертежными и измерительными приборами;

обучение экономному и разумному использованию бумаг;

развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие конструктивного мышления и сообразительности;

развитие внимания, памяти, координации движении, воображения;

воспитательные:

воспитание коммуникативных, учебно-логических умении, применение полученных знаний для решения задач собственного исследования и проектирования, закрепление навыков работы с бумагой ;

воспитание уважительного отношения к труду.

Адресаты программы : обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет.

Комплекс организационно-педагогических условий.

1. Регламент образовательного процесса.

Срок реализации программы : 3 месяца.

Режим занятий: продолжительность учебной недели – 7 дней. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в любой день недели (согласно графику работы педагога, включая воскресные и каникулярные дни.

Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 30 минут.

Наполняемость группы 5-7 человек (разновозрастные).

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором учреждения. Занятия организованы во вторую смену.

Учебный план сбалансирован относительно нагрузки обучающихся: учитывается режим образовательного процесса и то, что занятия по дополнительному образованию являются дополнительной нагрузкой к учебным занятиям детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Объем программы : 15 часов.

Форма обучения: очная.

Формы организации образовательного процесса: групповая.

Форма организации занятия: основной формой организации занятия является аудиторное учебное занятие: теоретическое, практическое или комбинированное.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, индивидуальной фронтальный.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровая технология, технология творческой мастерской.

Алгоритм занятия: вводная часть, практическая часть и подведение итогов занятия.

Дидактические материалы: конспекты занятий (Приложение 2).

2. Кадровое обеспечение.

В непосредственной реализации дополнительной общеобразовательной программы задействованы 2 воспитателя. Помимо воспитателей, программу могут использовать в работе социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, воспитатели социально-реабилитационного центра, для несовершеннолетних, имеющие высшее, средне-профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

3. Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, специально-оборудованная комната для проведения занятия, бумага, ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнении, клеи (для дополнительной аппликативной обработки оригами, салфетки: бумажная, тканевая, рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами, кисти, пластмассовые палочки, схемы, раздаточный материал, таблицы по технике безопасности, специальная литература.

Календарный учебный график.

Календарный учебный график составляется ежегодно, утверждается ди-ректором и определяет количество учебных часов, даты начала и окончания периодов реализации программы, сроки проведения аттестационных процедур.

Начало периодов реализации программы в течение учебного года:

1 сентября 2020 года;

1 декабря 2020 года;

1 марта 2021 года;

1 июня 2021 года.

Окончание периодов реализации программы в течение учебного года:

30 ноября 2020 года;

28 февраля 2021 года;

31 мая 2021 года;

31 августа 2021 года.

Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года – 52 недели.

Первичная (вводная) аттестация проводится в начале каждого периода реализации программы, итоговая – в конце каждого периода реализации программы. Промежуточная аттестация не проводится.

Планируемые результаты:

реализация данной программы позволит :

познакомится с историей оригами;

выполнять основные базовые фигуры;

используя инструкционные карты и схемы выполнять фигуры оригами,

уметь правильно делать расчеты при изготовлении модулей для фигур;

овладение различным приемам работы с бумагой;

активизация познавательной деятельности;

воспитание аккуратности и точности при выполнении поставленных задач.

Формы аттестации и оценочные материалы: мониторинг эффективности осуществляется на двух этапах реализации программы : первичном и итоговом. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в процессе реализации программы, определяется с помощью опроса, результаты которого заносятся в диагностическую карту (Приложение 1).

Порядок проведения аттестации обучающихся.

В течение недели со дня поступления несовершеннолетнего в отделение проводится первичная аттестация с целью установления уровня знаний, имеющегося у обучающегося на начало обучения. Для выявления достижений обучающимися целей и задач, поставленных в дополнительной общеобразовательной программе, за неделю до завершения реализации учебного плана, проводится итоговая аттестация. Результат аттестации заносится в диагностическую карту, высчитывается средний балл, который показывает уровень знаний обучающегося на начало и конец аттестации. Знания определяются по пятибалльной системе. Предлагается тестирование, состоящее из 7 вопросов. (Диагностическая карта с вопросами прилагается)

Система оценки

5 баллов – даны правильные ответы на все 7 вопросов;

4 балла – даны правильные ответы на 5-6 вопросов:

3 балла – даны правильные ответы на 2-3 вопроса;

2 балла – дан правильный ответ на 1 вопрос;

0 баллов – ни одного правильного ответа.

Содержание программы

1. ЧТО ТАКОЕ ОРИГАМИ?

1.1. Теоретическое занятие: «Знакомство с историей оригами». Первичная диагностика обучающихся

Вводная часть. Проведение первичной диагностики обучающихся. Практическая часть. Рассказ воспитателя об истории возникновения оригами. Физкультминутка. Просмотр презентации «История оригами». Подведение итогов занятия.

1.2. Практическое занятие: «Голубь мира»

Вводная часть. Познакомить детей с фигурой оригами «Голубь мира». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая часть. Выполнение фигуры оригами «Голубь мира». Дыхательная гимнастика. Выполнение фигуры оригами «Голубь мира». Подведение итогов занятия.

1.3. Практическое занятие: «Японский журавлик»

Вводная часть. Знакомство с историей фигурки «Журавлик». Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Японский журавлик». Физкультминутка. Изготовление фигуры оригами «Японский журавлик». Подведение итогов занятия.

1.4. Практическое занятие: «Павлин»

Вводная часть. Знакомство с птицей павлин. Проведение инструктажа по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигурки оригами «Павлин». Физкультминутка. Изготовление фигурки оригами «Павлин». Подведение итогов занятия.

2. БАЗОВАЯ ФИГУРА «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»

2.1. Практическое занятие: «Гном»

Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Гном». Физкультминутка. Изготовление фигуры оригами «Гном». Оформление аппликации. Подведение итогов занятия.

2.2. Практическое занятие: «Сердечко»

Вводная часть. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с фигурой оригами «Сердечко». Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Сердечко». Дыхательная гимнастика. Изготовление «Дерева добра». Подведение итогов занятия.

2.3. Практическое занятие: «Бабочка»

Вводная часть. Знакомство с фигурой оригами «Бабочка». Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Бабочка». Дыхательная гимнастика «Шарик». Оформление аппликации. Подведение итогов занятия.

2.4. Практическое занятие: «Лиса»

Вводная часть. Знакомство с фигурой оригами «Лиса». Инструктаж по технике безопасности. Изготовление фигуры оригами «Лиса». Дыхательная гимнастика «Росток». Подведение итогов занятия.

3. МАЛЕНЬКИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ

3.1. Практическое занятие: «Ракета»

Вводная часть. Чтение стихотворения о космосе. Беседа о космосе. Просмотр видеоматериала «Космические ракеты». Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Ракета» по инструкционным картам. Физкультминутка. Выполнение коллективной работы «Вперед к звездам». Подведение итогов занятия.

3.2. Практическое занятие: «Корабль»

Вводная часть. Отгадывание загадок. Просмотр видеоролика «Корабли России». Инструктаж по технике безопасности. Изготовление фигуры оригами «Корабль». Знакомство с базовой фигурой «Дверь». Гимнастика для глаз. Изготовление аппликации. Подведение итогов занятия.

3.3. Практическое занятие: «Самолет»

Вводная часть. Просмотр фотоматериала «Виды самолетов». Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами. Знакомство с новыми складками «Гора» и «Долина». Физкультминутка. Изготовление аппликации. Подведение итогов занятия.

3.4. Практическое занятие: «Замок»

Вводная часть. Просмотр видеоматериала «Замки». Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление фигуры оригами «Замок». Знакомство с базовой фигурой оригами «Двойной треугольник». Гимнастика для глаз. Самостоятельная творческая работа по оформлению аппликации «Замок». Подведение итогов занятия.

4. МОДУЛЬНЫЕ ОРИГАМИ

4.1. Практическое занятие: «Цветок сакуры»

Вводная часть. Беседа о цветке сакуры. Знакомство с модульными фигурами оригами. Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Изготовление модулей. Физкультминутка. Выполнение модульной фигуры оригами – «Цветок сакуры». Подведение итогов занятия.

4.2. Практическое занятие: «Волшебная звезда»

Вводная часть. Просмотр инструкционных схем модульного оригами. Инструкция по технике безопасности. Практическая часть. Выполнение фигуры оригами «Волшебная звезда». Пальчиковая гимнастика. Выполнение фигуры оригами «Волшебная звезда». Подведение итогов занятия.

4.3. Проведение конкурса «Загадочный мир оригами». Итоговая диагностика обучающихся.

Вводная часть. Проведение итоговой диагностики. Инструктаж по технике безопасности. Практическая часть. Проведение конкурса «Загадочный мир оригами». Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы

Основная литература

1. Афонькин С. Ю. Волшебные шары. Кусудамы, - Санкт-Петербург: Издательство «Кристалл», - 2009 год.

2. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе, - Москва: Издательство «Аким», - 2009 год.

3. Афонькин С. Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых, Санкт- Петербург: Издательство «Кристалл», - 2009 год.

4. Бич Р. «Большая иллюстрированная энциклопедия», Москва: Издательство «Эксмо», - 2009 год.

5. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» Москва: «Просвещение», - 2009 год.

6. Владимирова С. И. Оригами и кусудамы, - Москва: Издательство «Рипол Классик», - 2010 год.

7. Демидова М. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система задании, - Москва: Издательство «Просвещение», - 2009 год.

Дополнительная литература

1. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги, - Ташкент: Издательство «ЦК. Узбекистан», - 2009 год.

2. Соколова С. Театр оригами. Игрушки из бумаги, - Москва; Издательство «Эксмо», - 2009г.

3. ТарабаринаТ. С. Оригами и развитие речи. Ярославль: Академия развития, - 2008 год.

Интернет- ресурсы:

1. https: //nsportal.ru

2. https: //maam.ru

3. https: //origami

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

КОНСТРУКТИВНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

№ Название разделов Количество часов Формы

аттестации

и контроля

Всего Теоретические занятия Практические занятия

1. ЧТО ТАКОЕ ОРИГАМИ? 5 1 4

1.1. Первичная диагностика. «Знакомство с историей оригами»

1

1

- Диагностичес-кая карта

1.2. «Голубь мира» 1 - 1

1.3. «Японский журавлик» 1 - 1

1.4. «Павлин» 1 - 1

2 БАЗОВАЯ ФИГУРА «ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ» 5 - 5

2.1. «Гном» 1 - 1

2.2. «Сердечко» 1 - 1

2.3. «Бабочка» 1 - 1

2.4. «Лиса» 1 - 1

3 МАЛЕНЬКИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ 4 - 4

3.1. «Ракета» 1 - 1

3.2. «Корабль» 1 - 1

3.3. «Самолет» 1 - 1

3.4. «Замок» 1 - 1

4 МОДУЛЬНЫЕ ОРИГАМИ 4 - 4

4.1 «Цветок сакуры» 1 - 1

4.2 «Волшебная звезда» 1 - 1

4.3. Итоговая диагностика. Конкурс «Загадочный мир оригами» 1 - Диагностичес-кая карта

Всего: 15 1 14

Приложение 1

Диагностическая карта

по ознакомлению детей с искусством оригами

«Загадочный мир оригами»

Ф. И. ребенка___

Возраст___

Дата поступления в отделение___

Дата выбытия из отделения___

Воспитатель___

№ Дата пер-вичной диа-гностики Вопросы и задания диагностики Первичная диа-гностика Дата итого-вой диагно-стики Итоговая диагно-стика

1 Что такое ори-гами?

2 Родина орига-ми?

3 Как сделать из квадрата прямо-угольник?

4 Какие базовые фигуры оригами вы знаете?

5 Сложить базо-вую фигуру «Воздушный змей»

6 Сложить базо-вую фигуру «Блин»

7 Самая известная фигура оригами

Средний балл

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа «Загадочный мир оригами»
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 21:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД