Приложение МААМ

Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе

Светлана Пестрикова
Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад № 6»

«Страна детства»

дополнительная программа по работе с родителями

в младшей группе»

Выполнила воспитатель:

Кочнева С. В.

Содержание

Пояснительная записка… 3

1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ…. 5

2. Дифференцированный подход к работе с родителями….6

3. Формы и методы работы с родителями…. 7

Заключение… 12

Публикация «Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе» размещена в разделах

Список литературы…. 13

Приложения…. 14

Пояснительная записка

Дошкольными учреждениями ведется большая работа в сфере сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Цель нашей программы : раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Поэтому главными задачами работы были :

- Организация взаимодействия семьи и ДОУ (формировать доверительное и доброжелательное отношение между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями);

- изучить дифференцированный подход к работе с родителями (обобщить представление родителей об индивидуальных особенностях своих детей, использовать их в процессе семейного воспитания);

- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями (способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальной особенностям своего ребенка).

1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Индивидуальные беседы с родителями;

3. Индивидуальные беседы с детьми;

4. Консультации для родителей;

5. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”.

6. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”.

7. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

8. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

3. Формы и методы работы с родителями

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей (см. Приложение1, как и уже утвердившиеся в этой области традиционные и нетрадиционные, рассмотрим некоторые из них:

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа “Наша жизнь день за днем»; «Наши родители советуют»; «Чем занимались ваши дети сегодня” - различного рода объявления, режим, меню, стенгазеты и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.

В разделе “Советы и рекомендации” под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: ”Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе”, “Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду” и т. д. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые”, “Скоро в школу” и т. п., а так же выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями - «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»;

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки, консультации. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Родительские собрания обычно проходят традиционно - доклад воспитателя

какую-то тему и обсуждение организационных вопросов.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп, логопеды психологи, медицинский персонал и т. д., для того чтобы родители могли задать волнующие их вопросы.

Деловые игры - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, родители, члены родительского комитета и др. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов.

Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Использованные выше перечисленные активные формы и методы работы с родителями в ДОУ используются очень широко.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференцированный подход и использование нетрадиционных форм работы себя оправдывает.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Наша программа

имеет календарно-тематический план работы с родителями :

Сентябрь “Мы стали старше!

1. Организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 3-4 лет.

2. Консультация «Особенности кризиса 3-х лет». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Встреча за круглым столом «Составление паспорта семьи».

4. Анкетирование «Роль семьи в воспитании мальчиков и девочек». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

5. Беседа «Как научить ребенка здороваться».

6. Консультация «Режим дня. Это важно или нет». Повышение педагогической культуры родителей.

Октябрь “Развиваем творчество вместе с мамой и папой!”

1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа и ОРВИ.

2. Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.

3. Оформление стенда «Наше творчество». Ознакомление родителей с работами детей.

4. Вечер вопросов и ответов «Что такое творчество и как его нужно развивать»? Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.

5. Беседа «Если ребенок часто устраивает истерики». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

6. Консультация «Развитие творчества в игровой деятельности дошкольников». 7. Практикум для родителей «Оригами-средство познавательного и личностного развития ребенка». Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и личностного развития детей посредством художественного конструирования из бумаги в технике оригами.

Ноябрь “Я и моя семья!”

1. Оформление стенда «Несколько советов по воспитанию внуков и внучек».

2. Беседа «Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка». Обогащение педагогических знаний родителей.

3. Консультация «Воспитание ребенка в семье». Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей в семье.

4. Вечер вопросов и ответов «Мудрые советы для отдыха с детьми».

5. Встреча за круглым столом посвященная дню Матери». Создать благоприятную атмосферу для общения родителей и детей. Развивать позитивное взаимоотношение работников дошкольного учреждения и родителей.

6. Анкетирование «Ваша роль в воспитании ребенка».

Декабрь “Самое главное здоровье!”

1. Консультация «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Оформление красочных приглашений на Новогодний утренник. Активизировать родителей в работу группы.

3. Беседа «Веселые выходные». Повышение педагогической культуры родителей.

4. Индивидуальные беседы «Новогодние костюмы». (советы по изготовлению, пошиву)

5. Анкетирование «Здоровый образ жизни».

6. Деловая игра «Конфликтные ситуации: профилактика и способы разрешения». Решение различных педагогические ситуации.

7. Родительское собрание «Береги здоровье смолоду!»

Январь “Речевое развитие детей!”

1. Групповое родительское собрание ««Роль семьи в речевом развитии ребенка 3- 4 лет».

2. Консультация «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности».

3. Памятка «Особенности развития речи детей 3-4 лет».

4. Беседа «Речь ребенка – средство общения и познание окружающего мира». Повышение педагогической культуры родителей. Практическая помощь родителям по воспитанию и обучению детей.

5. Оформление стенда «Как занятия с ребенком сделать приятными и полезными». Ознакомление родителей с основными факторами и условиями успешного проведения занятий с ребенком дома.

Февраль “Игрушки всякие нужны, игрушки всякие важны!”

1. Вечер вопросов и ответов «Вместе с мамой, вместе с папой поиграть хочу». Выявление вопросов у родителей по данной теме и поиск ответов на них.

2. Консультация «Игрушки в жизни ребенка». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Оформление папки - передвижки «Игра- ведущий вид деятельности детей». Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь в воспитании детей.

4. Беседа «Детское хочу и родительское снисхождение». Повышение педагогической культуры родителей.

5. Консультация «Социализация детей через игровую деятельность». Повышение педагогической культуры родителей.

6. Совместное игровое развлечение «Играем в подвижные игры». Активизация родителей в участии спортивных мероприятий.

Март “Много знаем и умеем!”

1. Консультация «Самообслуживания - основной вид труда младшего дошкольника». Активизация педагогических знаний родителей.

2. Встреча за круглым столом «Личные беседы». (по запросу родителей) Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.

3. Групповое родительское собрание «Изо деятельность в жизни ребенка».

4. Беседа «Взаимодействие ребенка в социуме». Повышение педагогической культуры родителей.

5. Оформление стенда «Мамочка милая, мама моя!»

6. Оформление выставки творческих работ детей «Подарок для мамы». Демонстрация умений и навыков, знаний детей.

Апрель “Литературная ярмарка!”

1. Оформление стенда «Рекомендации родителям по чтению детской художественной литературы». Ознакомление родителей с задачами программы воспитания в детском саду образовательной области «Чтение художественной литературы»

2. Консультация «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Беседа «Значение художественной литературы на воспитание детей 3-4 лет». Формирование единого подхода к познавательно-речевому развитию детей.

4. Встреча за круглым столом «Литературная викторина по сказкам». Развивать у родителей интерес к воспитанию детей посредством художественной литературы.

5. Памятка «Читаем вместе». Повышение педагогической культуры родителей.

Май “Вместе весело играть!”

1. Консультация «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».

2. Анкетирование «Вы – воспитатель». Развитие взаимодействия родителей с работниками ДОУ.

3. Оформление стенда «Безопасность на игровых площадках». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

4. Групповое родительское собрание «Чему мы научились за год».

5. Беседа «Правила поведения детей на прогулке». Теоретическая помощь родителям в воспитании детей.

Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель с родителями детей.

Список литературы

1. Горшенина В. В., Самошкина И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М. : Глобус, 2007.

2. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М. : Айрис-пресс, 2003.

3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж, 2007.

4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И Мусиенко. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009

9. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М. : ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.

10. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006.

11. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

12. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И. Кондакова. М. : Педагогика, 1972.

13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр “Академия”, 1999.

14. Содержание, формы и методы работы с родителями : Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа «Царство малыша» В настоящее время родители и педагоги все чаще задумываются над вопросом о том, как организовать жизнь ребенка так, чтобы уже в раннем.

Дополнительная образовательная программа «Очумелые Ручки» Цель программы: развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. Задачи.

Дополнительная образовательная программа. ОтчетДополнительная образовательная программа. Отчет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 городского округа города Уфа Республики Башкортостан ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный песок» Пояснительная записка Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически.

Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы Структурное подразделение «Детский сад № 3 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики» Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Умные пальчики» I. Пояснительная записка 1.1. Актуальность 1.2. Цели и задачи.

О работе с родителями в младшей группе В начале учебного года я буду набирать новых детей, поэтому всё, что должны знать и уметь дети и чему должны научиться в последующие годы,.

Перспективный план по работе с родителями в младшей группе Сентябрь. 1. Общее родительское собрание «Азбука светофора». 2. Презентация развивающей среды. 3. Творческий вернисаж «Чудеса с грядки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе
Опубликовано: 17 мая 2017 в 12:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная программа по работе с родителями в младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пестрикова (УИ 176448) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД