МААМ-картинки

Духовно-нравственное развитие детей средствами музыкального искусства

Светлана Старкова
Духовно-нравственное развитие детей средствами музыкального искусства

консультация для педагогов от музыкального руководителя Старковой Светланы Афтаховны

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из главнейших задач в современной России. На первое место выходит решение таких вопросов, как будущее России, воспитание детей, укрепление ценностных ориентиров.

Для более лучшего осознания таких понятий, как духовность, нравственность, предлагаю обратиться к словарю Википедия

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей средствами музыкального искусства» размещена в разделах

Духо вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

• Нра вственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

Духо вно-нра вственное образование — воспитание духовно-нравственного человека. В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Задача педагогов: развивать духовно-ценностные ориентиры у детей для благо всего общества. Для этого мы используем доступные для детей средства восприятия. И в моей консультации я хочу рассказать об использовании средств музыкальной деятельности.

Музыка - это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.

Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, "открыть" себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к "миру взрослых", а также формирует его духовную культуру.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.

На музыкальных занятиях, на мероприятиях и утренниках в детском саду я использую разные виды деятельности. Это позволяет достигать более лучшего усвоения тех знаний и навыков, которые передаются на занятиях. Давайте разберем подробнее четыре из них.

Первый раздел музыкального занятия – приветствие.

Помимо образовательных задач, на приветствии я настраиваю детей на доброжелательный позитивный лад. Учу проявлять себя в среде среди сверстников и педагогов, здороваясь и пропевая свое имя. Развиваются навыки коммуникации, когда дети приветствуют друг друга. А также идет настройка на основную часть занятия.

Второй раздел – это музыкально-ритмические движения.

Этот раздел включает два вида движений: общеразвивающие и танцевальные. Внутри этих видов через движения под маршевую музыку прививаю детям такие качества, как собранность, дисциплинированность, последовательность, патриотичность; через танцевальную музыку развиваю любовь к народной культуре, способность двигаться всем слаженно в ритме музыки.

Третий и четвертый раздел – это слушание музыки и пение.

Ребенок должен как можно раньше познакомиться с классической и народной музыкой. Это приводит к духовно–нравственному развитию. Маленькие дети умеют открыто проявлять свои эмоции и чувства, порой даже их не осознавая. Благодаря этому быстро и легко усваивается пройденный материал. Дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. А также откликаются на патриотические песни, песни героического характера. И лирические, спокойные произведения и песни не остаются в стороне. Через слушание и пение у детей развивается способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему, к пониманию добра и зла, правды и лжи.

Нельзя к музыке относиться только как к средству развлечения. Это естественный и доступный инструмент для развития личности ребенка, особенно его духовно-нравственной стороны.

Вопросы для проверки усвоения консультации:

1. Какое понятие более значимое в процессе воспитания: «духовное» или «нравственное»?

2. Почему музыкальное воспитание занимает важную роль в формировании духовно-нравственных ориентиров дошкольников?

3. Какие виды музыкальной деятельности Вы используете с детьми Вашей группы вне музыкальных занятий?

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей средствами музыкального искусства
Опубликовано: 24 июня 2021 в 14:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД