Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников (2 фото)

Елена Елена
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников
▼ Скачать + Заказать документы

«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся,

а в том, какими мы, благодаря ему становимся».

О. Уайльд

Изобразительное искусство, как часть искусства, воздействует на человека и способствует гармоничному развитию души, ума и воли, а значит, решает задачу духовно-нравственного развития через воспитание средствами живописи. Работа с картиной имеет существенное значение в младшем школьном возрасте. Обращение к содержанию произведений искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры дает понимание красоты, гармонии, духовного мира человека, умение делать нравственный выбор, понимать смысл жизни, совершенствовать своё эстетическое и культурное развитие, прививает любовь к природе, людям, своей Родине. Таким образом, работа с картиной (рассматривание, беседа) является одним из эффективных средств воспитания духовно-нравственной сферы учащихся и способствует духовному становлению детей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников» размещена в разделах

Занятия по знакомству детей с миром искусства через картины художников у детей часто вызывают скукоту, они тяжело воспринимают и запоминают информацию. Поэтому, знакомство детей с художниками должно проходить в виде вставок в занятия, игровых моментов, дидактических и словесных игр, выставок репродукций картин, занятий – экскурсий, краткосрочных проектов. Так же нужно использовать художественные произведения стихи, сказки, рассказы, загадки, музыкальные произведения, видеозаписи способствующие лучшему восприятию картин.

Необходимо знакомить детей с произведениями искусства как можно раньше. Отбирая произведения надо исходить из доступности их содержания для обучающихся. Художественные образы в картинах должны волновать детей, вызывать чувства симпатии, радости, огорчения, определенное отношение к изображенному. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая произведения, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Репродукции должны быть хорошего качества.

Каждый жанр изобразительного искусства имеет свои особенности и может решать определенные педагогические задачи.

Пейзажи – замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу. Наиболее доступны детям младшего школьного возраста пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова. Любовь к своей малой родине – Оренбуржью, можно прививать через темы «Оренбургская природа глазами художников», «Оренбург в красках», «Сто картин Оренбургских художников», «Земля, на которой мы живем». Для этого подойдут лирические, камерные пейзажи тонкого живописца Н. Ледяева. Работы более правдивые, активные, мажорные Ф. Козелкова, таинственные, почти мистические Ф. Живаева, замечательны поэтические акварели Н. Кудашева.

Подлинно художественный натюрморт утверждает эстетическую ценность простых вещей окружающих человека, открывает глаза на их красоту, воспитывает уважение к реальному миру, учит ценить его и любоваться им, получать наслаждение, видеть многообразие форм, цвета, фактуры предметов. Важно, чтобы художественный образ оживил у зрителя его запас жизненных впечатлений и по-новому их осветил. Подойдут натюрморты И. Машкова, Винсента Ван Гога, Клода Моне. Тему «Яблоки в натюрмортах Оренбургских художников» можно раскрыть через работы А. Ф. Степанова «Натюрморт с яблоками», «Натюрморт с зеленной веткой», Н. П. Ерышева «Яблоки на голубом фоне» Н. М. Ледяева «Натюрморт с графином».

Неисчерпаемым источником развития чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека. Ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков, впервые начинает переживать радость познания, тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию. С интересом обучающиеся рассматривают детские портреты разных времен (внешний вид, быт, интерьер, игры и увлечения, взаимоотношения детей и взрослых). Хорошо детьми воспринимаются работы В. Серова, В. Тимофеева, В. Маковского, З. Серебряковой. Оренбургских художников – В. Ни, А Власенко, Л. Попова.

В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны, социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). Действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе. Понимая гуманные отношения в жанровой живописи, ребенок пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми.

Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

Знакомя детей со сказочно - былинным жанром мы формируем чувство патриотизма, любви к родному краю, к истории России. Невозможно духовно-нравственное воспитание отделить от патриотического. Ярким примером патриотизма всегда были былинные герои – Богатыри, которые являлись символом защиты нашего Отечества, и дети данного возраста не очень много о них знают. Богатырь – это всегда воин-патриот. Важно сформировать у детей представление о богатырской славе, великом духе и верности русского народа своему Отечеству. Рассматривая картины : В. М Васнецова «Богатыри», «Гусляры», «Богатырский скок», «Витязь на распутье», Н. Рериха «Илья Муромец», Е. П. Шитикова «Илья Муромец». П. Д. Корина «Александр Невский» и др. обсудите с детьми кто такие былинные богатыри, какими качествами обладали и есть ли сейчас богатыри в современной жизни. Важно воспитывать у детей стремление быть похожими на былинных богатырей, «богатырей современности». Обсудите современные «богатырские» профессии – военные, полицейские, пожарные, спасатели. Можно просмотр данных картин связать с темой «Герои России».

Для более успешного ознакомления с произведениями искусства используются приемы пояснения, сравнения, акцентирования детей на деталях, оживления детских эмоций, «вхождения» в картину, игровые приемы. Дидактические игры такие как:

«Узнай по описанию картину».

Из представленных картин дети выбирают ту, описание которой дает педагог. Либо даются карточки с описанием, дети находят к ним верные репродукции.

«Найди ошибку».

Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т. к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

«Путешествие в картину»

Рассматриваем картину, потом составляем рассказ. (Словно заходим мысленно в картину) Детям даем очки (картонка с прорезями в виде геометрических фигур и сбоку к палочке пластиковой степлером прижато, на манер монокля), детям нужно через эти очки увидеть все круглое, квадратное, и т п. Понюхать все предметы на картине, потрогать, погладить, послушать звуки, выбрать что-нибудь себе на память, поиграть с главным персонажем, составить маршрут, как зашли и по порядку все описать. В итоге, дети не только описывают картину, но и своё видение и чувства.

«Узнай по профилю».

Дети определяют персонажей различных картин по вырезанному силуэтному профилю. Называют те признаки, по которым узнали и определили персонажа.

«Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Тот, у кого наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась

На мой взгляд, при работе с картиной духовно-нравственное воспитание осуществляется успешно, так как произведения изобразительного искусства максимально приближают к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, формируется личность ребенка.

Литература.

Катаева, О. Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников при работе (рассматривание, беседа) с академической религиозной картиной / О. Ю. Катаева. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016г.). — Краснодар: Новация, 2016.

Андреева Елена Владимировна педагог дополнительного образования, руководитель Мастерской «Радуга», МБУДО Центр «Ровесник, ЗАТО Комаровский, Оренбургская область.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников
Фото №1 Благо даруемое нам искусством не в том чему мы научимся а в том какими мы благодаря ему становимся
Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 22:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через рассматривание картин художников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елена (УИ 992635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД