Папки-передвижки

Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования

Роза Даутова
Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования

В. А. Сухомлинский заметил, что мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник детского разума. Одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и младший школьный возраст.

Публикация «Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования» размещена в разделах

Как считают психологи, на каждом возрастном этапе обнаруживается своя избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность. У младших школьников она направлена на познание окружающего мира. Отсюда - высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в познании - изучении того калейдоскопа разнообразных жизненных впечатлений, которые он получает дома, в семье, на улице, в транспорте и магазинах, школе и других общественных местах. Ребенок адаптируется к жизни и жадно впитывает разнообразные впечатления. Особенно интерес у ребенка вызывает природа - жизнь в лесу, водоеме, на лугу, во дворе у дома. Общепризнанно, что начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению, а также формированию ценностных экологических ориентаций младших школьников.

Ребёнок младшего школьного возраста учится и осознаёт себя не столько объектом, сколько самостоятельным субъектом познания. Значимость этого возрастного этапа возрастает в связи с появлением стремления самим докопаться до сути явлений. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в ознакомлении с природой – это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения его природоведческого кругозора, экологической культуры.

В процессе активной деятельности, младший школьник реализует свои потребности пытливого исследования, открывателя мира, осваивает методы и приёмы изучения своего окружения. Кроме того, и это очень важно, доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. Ибо экологическое мышление базируется на понимании взаимосвязей организмов с окружающей средой, для их осознания нужна большая мыслительная работа, начиная с наблюдений в природной лаборатории и закаливая определёнными выводами и обобщениями.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения первоначальных научных понятий, формирования познавательных мотивов, произвольного внимания и наблюдательности, что создает благоприятные условия для овладения начальными экологическими знаниями. В данном процессе важно соблюдать такие общедидактические принципы, как природосообразность, гуманизация, непрерывность, систематичность, взаимосвязь теоретических знаний и практической деятельности.

Основной формой экологического образования является урок, однако в начальной школе большое значение имеют внеурочные и внеклассные организационные формы, такие, как учебные экскурсии, факультативы, кружковая работа, олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, праздники, выпуск стенгазет и тому подобное.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры является составной частью деятельности всей системы непрерывного образования с начального звена и до образования взрослых.

Экологическое образование как непрерывный процесс обучения является новым направлением педагогической теории и практики. Его результатом является воспитание и развитие личности, формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе – важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Проблема формирования ценностных экологических ориентаций важна и этой области природоведения, нужно уделять большое внимание, начиная с начальных классов, так как именно в этом возрасте закладываются ценностные ориентации.

Задачами исследования был анализ идей об экологическом образовании и определение организационно-методических основ начального образования, а также раскрытие содержания экологического образования в сфере формирования ценностных ориентаций к миру природы.

В ходе исследования были разработаны такие критерии оценки уровни экологической образованности, как знания, познавательное отношение к изучаемому материалу; умение применять экологические знания в природоохранной деятельности; эмоциональная потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление любви, доброты, чуткости, проявления эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное, бережное и ответственное отношение к окружающему миру.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что методически правильная организация системы экологического образования младших школьников по формированию ценностных экологических ориентаций позволила совершенствовать все элементы экологической образованности. Это выразилось в том, что уровень экологической образованности в начале эксперимента у учащихся экспериментального и контрольного классов не имел существенных различий, но после формирующего эксперимента произошли положительные изменения, то есть возникла заметная разница для высокого, среднего и низкого уровней экологической образованности младших школьников в экспериментальном классе. К концу эксперимента сопоставление результатов уровней экологической образованности и психодиагностики «ЭЗОП» в экспериментальном и контрольном классах позволило выявить в них значительное отличие.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания Доклад «Познавательное развитие детей в процессе экологического воспитания. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Доклад из небольшого опыта.

Формирование ценностно-смысловых ориентаций у дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества В настоящее время проблема воспитания у детей чувства патриотизма и гражданственности стоит особенно остро. Ведь сами мы, сегодняшнее поколение.

Презентация «Формирование ценностных ориентаций у дошкольников средствами театральной деятельности» Слайд 1. Актуальность. Ценностные ориентации человека - характеристика его личности, поскольку определяют его отношения и особенности.

Формирование ценностных ориентиров у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность с семьями Аннотация В статье изложены формы взаимодействия с родителями детей. Освещены результаты работы по вопросу формирование ценностных ориентиров.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Инновационные технологии экологического образования дошкольников (К педсовету на тему «Экология для малышей. От разнообразия форм к качеству.

Необходимость экологического образования дошкольников «Если Вы не думаете о будущем у Вас его не будет.» Джон Голсуорси Необходимость экологического воспитания дошкольников продиктована самой.

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» В документе «Основы государственной политики в области экологического.

Планирование на 1 неделю марта с 4 по 8. Мамин день Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье Планирование на Март 1 неделя 4 по 8. Тема недели: Мамин день Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях.

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является.

Выращивание цветов на клумбе как форма экологического образования детейВыращивание цветов на клумбе как форма экологического образования детей Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования. В этот период происходит становление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование ценностных ориентаций в процессе экологического образования
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 08:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД