Ирина Урядина
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. Сформировавшееся фонематическое восприятие составляет основу четкого произношения, проговаривания звуков, грамотной слоговой структуры слов и началом легкого усвоения грамматического строя языка, а значит благополучного освоения письма и чтения.
Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Фонема–важная единица языка, выполняющая перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (различительную, в редком случае и делимитивную (разграничительную) функции в тексте. В системном строе языка фонемы противопоставляются друг с другом. Причиной противопоставления являются разнообразные признаки, представляющие собой обобщение артикуляционных и/или акустических признаков звуков, поэтому фонему предстают в виде связки отличительных признаков - дифференциальных, определяющих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими.
В языке существует следующее установление фонематической системы : фонематическая система – это строй фонем языка, в которой каждый элемент характеризуется обусловленными смыслоразличительными признаками. В
8
русском языке к таким признакам относят звонкость или глухость, твердость или мягкость, место образования, способ образования, участие н бной занавески.
Если у фонем отмечено различие одной от другой в нескольких смыслоразличительных признаках, то это звуки далекие, не схожие между собой. В случае, когда фонемы различны одним смыслоразличительным признаком, тогда они близкие, оппозиционные. В наше время стоит отметить многообразные мнения о сути фонематических функций. Зачастую в литературе отмечается смешение таких понятий, как «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ». Существуют исследования, которые пытались разграничить понятия фонематического и фонетического слуха.
По мнению Мастюковой Е. М, к самой минимальной единицей, которая воспринимается в устной речи, относится слово, ведь оно является самостоятельной значимой единицей языка. Дошкольник способен неосознанно анализировать слово, отчего в его сознании откладываются представления о системе фонем родного языка. Сравнивая слова- квазиомонимы, можно подметить красочные смысловые связи, выражаемые с помощью фонем. Слово дошкольником воспринимается как не дискретный фрагмент звучащей речи, но ребенок может выделять в нем дифференциальный признак (или комплекс дифференциальных признаков, который является отличием одного слова от другого. По мнению А. Н. Гвоздева, нужно определить следующий критерий нахождения системы фонем : «Формирование фонем происходит в том случае, когда у ребенок распознает прежде смешавшиеся звуки и их постоянное употребление для различения слов». Из данного высказывания можно сделать вывод: до тех пор, пока ребенок не овладеет устойчивыми навыками не смешивать звуки в своей собственной речи, невозможно вести речь о сложившейся в полном объ ме в его сознании системе фонем. Рассматривая практику речевого общения с психолингвистической точки зрения, стоит отметить, механизмы развития системы фонем в онтогенезе следует рассматривать, учитывая два основных вида речевой деятельности.