Надежда Шимко
Формирование графических умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной частью работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д.
Публикация «Формирование графических умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Графический навык предполагает :
умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать•
легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона;•
устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;•
выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности. •
Развивать графические навыки у детей можно с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:
• научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
• научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
• проводить наклонные линии в различных направлениях,
• проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,
• воспитывать умение сосредотачиваться.
Организуя работу по формированию графических навыков у детей дошкольного возраста, следовала принципу «от простого к сложному».
У детей 3- 4 лет, о развитии графических навыков говорить рано т. к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому больше внимания уделять развитию мелкой моторике рук.
Для этого можно проводить следующие игры и игровые упражнения:
- пальчиковые игры
- игры с прищепками
- игры с пуговицами
- игры с сыпучими крупами
- игры со шнурками
- игры с откручиванием и закручиванием крышек
- игры со счётными палочками
- математический планшет
- творческий труд с пластилином, бумагой
- гимнастика и упражнения для пальцев и кистей рук
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальцев и рук. С их помощью можно инсценировать какие-либо сказки, стихотворения, истории. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития так как они способствуют:
• Развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Способствуют развитию творческой деятельности.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Игры с прищепками - помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры. Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную.
В процессе конструирования различных предметов и объектов можно разучивать с ребенком стихотворения что, безусловно, будет способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его памяти и внимания.
Игры с пуговицами - работа должна производиться индивидуально, под пристальным вниманием взрослого. Пуговицы стоит отбирать крупные, ориентируясь на технику безопасности. Время проведения игр - от 5 до 15 минут. Можно учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, предлагать ему выкладывать из них какой-либо произвольный рисунок или узор.
Игры с крупами необычайно популярны: они нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. А родителей радует доступность этого развивающего материала. Особенно весело играть крупой в зимнее время, когда нет доступа в любимую песочницу. Для игр хорошо подходят любые крупы – гречка, фасоль, кукурузная крупа, пшенка, различные хлопья.
Их лучше всего просто перебирать руками – это прекрасно для развития сенсорики и речи, это своеобразный массаж ладоней. Можно пересыпать, складывать в различные формочки, закапывать руки, зажимать крупинки в кулаке, искать мелкие предметы, рисовать на крупе.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Шнуровка - это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка.
Игры с откручиванием и закручиванием крышек - такие игрушки как нельзя лучше подходят для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, усидчивости. Ребенок легче освоит знания цветов, левая сторона, правая; верх, низ на плоскости. Для достижения разных целей можно использовать задачи с усложнением, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Начинать игру с самого простого, при этом поощряем ребенка, не только за удачное решение, но и за попытку преодолеть трудности.
Игры со счётными палочками - палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия». Психологи советуют:
• Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
• Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
• Начало занятий необходимо сделать игровым - ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам- именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Математический планшет - данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т. е. происходит социально - коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук.
Творческий труд с пластилином, бумагой - развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которые включают в себе различные виды создания образов предметов из бумаги, пластилина. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезанная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики».