Нина Митрофанова
Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра — это искорка, зажигающая огонек.» (пытливости и любознательности). Без игры не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский
Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. Мир удивителен, полон тайн и загадок — я хочу их узнать и разгадать.
Публикация «Формирование и развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности — игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.
Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста становится чрезвычайно актуальной в современных условиях.
Познавательный интерес — избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития : любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько они будут развиты у ребенка и, зависит успех его обучения в школе. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес дошкольников.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников, что обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. И одной из важных задач является развитие игровой деятельности детей.
Игра для ребёнка — это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.
Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в беде, а ребенок в игре».
Высоко оценивал значение игры, В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Группы игр, направленных на развитие интеллекта, познавательной активности и познавательного интереса детей :
1 группа — предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки — предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных и растений, мир человеческих отношений.
2 группа — подвижные игры.
Подвижные игры — одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, но ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость, сообразительность, но и идет развитие познавательного интереса и познавательной активности детей.
В основу сюжетных и подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила. Например: «Зайцы и волк», «Воробышки и автомобиль», «Медведь и пчелы», «Воробышки и кот», «Ловишки», и т. д.
Точное выполнение правил в выполнении игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения. Например: «Найди пару», Придумай фигуру», «Платочек». К бессюжетным относятся игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка», «Чье звено быстрее соберется», игры с использованием предметов, инвентаря (кегли, кольцеброс, бабки, мячи, игры — забавы, игры — аттракционы. Это все игры элементарные по сложности.
3 группа — творческие игры.
1) Сюжетно — ролевые игры.
В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его воображение, восприятие, мышление, память. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно отражают социальные взаимоотношения и материальные объекты или обыгрываются различные вымышленные ситуации, не имеющие пока опыта в жизни.
2) Игры драматизации.
Подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля. В этом виде следует выделить игры — импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
4 группа — познавательные дидактические игры.
Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Познавательная игра — это средство изучения мира: через игру ребенок усваивает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста. В таких играх игровые действия очень просты: прокатывание шара в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки и пирамидки, складывать цветные яички, отгадать по голосу, кто позвал мишку, достать предметы из чудесного мешочка. Ребенка не интересует результат игры, его увлекает само пока игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста игровое действие устанавливает более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие как правило входит выполнение той или иной роли (волк, продавец, покупатель.) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так как должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
5 группа — строительные игры.
Развитие познавательной активности и интереса идет через включение в игру ранее усвоенных конструктивных умений и навыков.
6 группа — интеллектуальные игры, игры — упражнения, игры — тренинги.
Предлагаю некоторые рекомендации педагогам, направленные на развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр :
1. Доброжелательно и заинтересованно относитесь к детским проблемам, будьте готовы на равных обсуждать их с детьми.
2. Для развития самостоятельности в познании используйте систему разнообразных исследовательских действий.
3. Поддерживайте детскую инициативу и творчество, показывайте детям рост их достижений, вызывая у них чувство радости и гордости от успеш- ных самостоятельных действий.
4. К детским вопросам относитесь внимательно и бережно, отвечая на них так, чтобы поддержать и углубить любознательность ребёнка.
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
Таким образом, игра является той деятельностью, которая формирует воображение, способность к преобразованию действительности.
Анализируя свой педагогический опыт, прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
Список использованной литературы: :
1. Абашина В. В. Управление учебно — познавательной деятельностью детей дошкольного возраста Сургут : РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
2. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Мозырь: Белый Ветер, 2014.— 184 с.
3. Короткова Н. А. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2003.— No 3. - 4–12 с.
4. Михайлова З. А. Математика — это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста : методическое пособие для педагогов ДОУ — Санкт-Петербург. - 2002. - 112 с.
5. Сивак С. И. Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности / С. И. Сивак, В. Э. Стюрова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020.— No 3 (30).— С. 15– 18.— URL : https://moluch.ru/th/1/archive/157/4914/ ( дата обращения: 24.01.2021).
6. Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Москва: Издательский центр: «Академия», 2009.
7. Тихомирова Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей – Екатеринбург : У - Фактория, 2006.— 240 с.