МААМ-картинки

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности

Кунекова Айгуль
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности

Процесс развития личности ребенка представляет собой бесчисленное множество коммуникаций со взрослыми, сверстниками, со всем окружающем миром. Несмотря на различные подходы к определению термина «коммуникация», очевидно, что стержнем его выступают связи и отношения, возникающие в процессе деятельности и общения.

Коммуникативные способности, умения детей изучаются в работах М. М. Алексеевой, С. А. Клюевой, Е. О. Смирновой, Л. М. Щипициной, Г. А. Урунтаевой и др. Анализ теоретической литературы, методических источников по проблеме позволил нам сделать вывод об огромном значении их в жизни ребенка.

Публикация «Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности» размещена в разделах

Опираясь на исследования И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторского, Л. А. Петровской, Ю. Н. Емельянова, Е. В. Сидоренко и др., можно рассматривать компетентность, как наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности индивида в заданной предметной области.

Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетенций в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и происходит это в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются : социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности, которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности с окружающими.

Коммуникативная компетентность – это не константа, которая остается неизменной на протяжении своей жизни. Она растет по мере того, как человек усваивает культурные, социальные и нравственные закономерности и эталоны, существующие в окружающей его социальной действительности. Следовательно, дошкольный возраст в силу его сензитивности открывает перспективы становления коммуникативной компетентности.

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов. Она развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

Выбор средств, видов деятельности, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативной компетентности позволил нам выделить в качестве значимого - театрализованную деятельность.

Театр – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках. В этой деятельности принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п. (И. Г. Вечканова).

Театрализованная деятельность, прежде всего, - это источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Проблема театра в жизниребенка изучалась такими известными теоретиками и практиками как К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов, Н. И. Сац, Р. М. Быков и др. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста рассматривалась Л. В. Артемовой, М. А. Васильевой, М. Д. Маханевой и др. Все они подчеркивали ее значимость в формировании личности ребенка дошкольного возраста, возможностей для осуществления оптимального взаимодействия детей. Следовательно, театрализованная деятельность может и должна использоваться для развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Размышляя над вопросом развития коммуникативной компетентности через театрализованную деятельность, можно констатировать, что она наиболее полно и ярко реализует принцип обучения: учить, играя.

Данная деятельность осуществляется поэтапно.

Первый этап – создаются условия для развития коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности. Он осуществляется на основе диагностики. На этом этапе идет накопление коммуникативного опыта детей. Необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получат в процессе образовательной деятельности. Это происходит через обогащение предметно –развивающей среды средствами театрализованной деятельности, способствующих организации коммуникации, т. е. создания условий для полноценных контактов с окружающими.

Учитывая индивидуальные особенности воспитанников (интересы, склонности) и творческие способности, в группе желательно оформить театральный уголок, представляющий возможность ребенку действовать как индивидуально, так и совместно со сверстниками. В уголке имеются различные виды театров, шапочки и маски для обозначения ролей, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей.

Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать виды театров, реквизиты, костюмы, при этом поощряется желание воспитанников договариваться, сотрудничать, находить общее решение в конфликтных ситуациях.

Второй этап – у детей формируются способы действий. Они направлены на создание простейших примеров театрализации, драматизации. Обыгрываются игровые задания и этюды, дети перевоплощаются в различных животных, людей и даже в какие-то предметы и явления (например, мячик или дождь). В конце второго этапа ставятся небольшие спектакли. У детей в процессе разыгрывания ситуаций формируется потребность общаться и умения осуществить его в различных ситуациях драматизации.

Третий этап – организация театрализованной деятельности, которая предполагает самостоятельность и инициативу воспитанников. На этом этапе дети свободно «входят» в роль любого персонажа, эмоционально и выразительно произносят текст спектакля или другой театрализованной ситуации, свободно общаются между собой. Очень важно закреплять умения самостоятельно выбирать тематику театрально-игрового действия и распределять роли, развивать способность самостоятельно организовывать свое коммуникативное поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, стимулировать проявления эмпатии.

В процессе работы над инсценировками отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастны творческому процессу.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Дети осваивают вербальные и невербальные средства общения. Моделируя жизненные ситуации, пьеса, драматизация, любая фрагментарная этюдная постановка дает бесценный опыт и может научить гордиться собой, пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность, веру в себя.

Использование театрализованных игр в развитии коммуникативной компетентности позволяет развивать партнерские отношения, побуждать детей к активному взаимодействию, совершенствуется социальный статус ребенка, эмпатия.

Литература.

1. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду М. : Сфера, 2009.-128 с.

2. Хурзеева Г. Л. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника Владос, 2014-80 с.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольниковЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Конспект занятия для дошкольников с ОВЗ по театрализованной деятельности Конспект занятия для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по ознакомлению с театральной деятельностью. «….» Цель: Привить.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельностиВиды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в театрализованной деятельности
Опубликовано: 9 апреля 2021 в 07:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД