МААМ-картинки

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Наталья Канищева
Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование коммуникативных умений

у детей с задержкой психического развития в условиях

инклюзивного образования.

МБДОУ детский сад №15

комбинированного вида

«Дружная семейка»

Учитель-логопед Канищева Н. В.

Воспитатель группы

компенсирующей направленности

Шкут И. Н.

Г. Белгород 2013г.

Публикация «Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования,» размещена в разделах

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.

За последние 10 лет наблюдается тенденция роста детей, испытывающих трудности в общении, связанные с отставанием речевого и психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня речевого развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. В первую очередь страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся детей. Так, исследования Е. Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослым, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. При задержке речевого и психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы «Я».

Речь детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует. У детей с задержкой психического развития чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С. Я. Рубинштейн).

Нередко дети с задержкой психического развития стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин :

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

В процессе социализации детей очень важную роль играет детский сад. В нашем детском саду комбинированного типа деятельность педагогов направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении. В нашей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР девять детей – все мальчики. Группа разновозрастная, дети 2006 – 2008 года рождения. Все дети группы имеют отставание в психическом, речевом развитии. Три ребенка в группе с диагнозом РДА. Эти мальчики не вступали в контакт, были замкнуты, безынициативны, пугливы.

Для большинства детей при поступлении было характерно преобладание таких психических состояний, как импульсивность, ярость, дети не умели ограничивать свои желания, бурно реагировали на все запреты, упрямились, проявляли повышенную агрессию. Наблюдались бурные реакции в виде крика, плача и применения физической силы на все, что не совпадало с их желанием. Тяжело вступали в контакты со сверстниками. Их творческие игры были примитивны, сюжеты игр шаблонны, очень часто отмечался отказ от коллективных игр, от игр по заданным правилам. Дети были эмоционально не отзывчивы. В совместных играх наблюдалось неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим замыслом.

В настоящее время в системе отечественного образования реализуются интегративный подход. Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВКЛЮЧЕНИЕ. Инклюзивное образование предполагает, что дети со специальными образовательными потребностями получают образование в учреждениях, где сняты все барьеры на пути к полному участию в образовательном процессе каждого ребёнка как ценного, уникального индивида.

Инклюзивное образование дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия детей с особыми образовательными потребностями и их участия во всех делах коллектива и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Мы в своей работе для более легкой адаптации и социализации организовываем совместные развлечения, объединяя детей массовой группы и детей коррекционной группы. На данный момент мы с детьми готовим мини-спектакли и показываем их детям из других групп. Эти инсценировки помогают детям раскрепоститься, развивают словотворчество : формирование в речи детей эмоциональной лексики, развитие навыков интонационной выразительности речи, развитие творческих способностей в речевой деятельности,создание положительного эмоционального фона

Также мы проводим совместные прогулки, тематические экскурсии, развлечения, спортивные праздники, викторины. Они благотворно влияют как на наших детей, так и на детей с нормальным развитием. Дети учатся дружить, играть, помогать друг другу. Для детей с РДА стали вводить куклотерапию, так как дети в контакт не вступали ни со взрослыми, ни с детьми, и через образ куклы дети стали включаться в общение, постепенно уменьшились страх и нервная напряженность. Наши дети стали более коммуникабельными, открытыми, активными.

У детей дошкольного возраста нет никаких предубеждений против сверстников с ограниченными возможностями, эти предубеждения они усваивают от взрослых. Инклюзивное образование позволяет воспитывать у детей толерантное отношение к физическим и психическим недостаткам других, так как каждого человека отличает друг от друга индивидуальность. Таким образом интеграция детей с разным уровнем развития в общество сверстников позволяет педагогам и родителям, начиная с дошкольного возраста воспитывать детей добрыми и понимающими.

Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития не только ребенка с ограниченными возможностями, но и общества в целом. По мнению родителей «….Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше,чем месяц коррекционной работы.» Возможно, это позволяет запустить скрытые компенсаторные резервы организма. Наши дети стали увереннее в себе, начали активно и с интересом взаимодействовать с окружающим миром.

Публикации по теме:

Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 22:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Канищева (УИ 92239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД