Папки-передвижки

Формирование навыков общения у детей средней группы средствами театрализованной игры

Серёдкина Анастасия
Формирование навыков общения у детей средней группы средствами театрализованной игры

Аннотация

В современном обществе растут потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Общение позволяет приспособиться в социуме, решать определенные задачи, а также без него может не полноценно формироваться разностороннее формирование личности. Проблема развития общения сверстников в дошкольной среде активно развивающаяся область исследования возрастной психологии. Уже с рождения ребенок вступает в контакты с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ребенок взаимодействует с другими людьми, вследствие чего формируется самооценка.

Публикация «Формирование навыков общения у детей средней группы средствами театрализованной игры» размещена в разделах

Ключевые слова: общение, игра, театрализованная деятельность, театрализованная игра, театр.

Общение очень важно для развития личности дошкольников. Без него невозможно общее развитие ребенка, формирование психологических функций и психологических процессов.

Важность проблемы развития коммуникаций и формирования навыков общения ребенка с ровесниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором поставлена задача реализации программы, которая должна обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в социально-коммуникативной сфере.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) уделено внимание развитию общения детей. Указано, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В игре дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Концепция развития коммуникативных навыков основана на таких чертах личности дошкольников, как: желание взаимодействовать, умение слушать и сопереживать, умение ставить себя на место других, умение учитывать интересы сверстников.

Я выделила мнение нескольких ученых:

Ж. Пиаже считал, что истинная логика и мораль могут заменить эгоцентрические характеристики всех детей в их отношениях с другими людьми и в их мышлении при встрече с другой точкой зрения. Однако это заявление не вызвало интереса экспертов и не получило того внимания, которого заслуживало.

О. А. Санькова считает, что основой успешной адаптации человека к социальной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков, причем формирование коммуникативных навыков должно осуществляться с раннего возраста.

Г. М. Андреева считает, что общение – это сложный процесс взаимодействия людей, включающий обмен информацией, восприятие и понимание между партнерами. Субъектами общения являются живые существа и люди.

По мнению Лозова Л. Я. коммуникативные навыки являются необходимым условием развития личности ребенка. Развитие этих навыков является субъективным условием эффективной социализации личности дошкольника и самостоятельного осуществления различной деятельности в обществе.

По мнению Е. О. Смирновой: «Коммуникативные навыки – это осмысленное поведение ребенка (основанное на знании структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также умение правильно конструировать и управлять поведением в соответствии с целями общения

Несмотря на некие отличия в высказываниях ученых, можно сделать вывод, что общение является одним из главных видов деятельности.

Цель общения – это то, что человек делает для какой либо деятельности. У детей может быть несколько целей общения: передача и получение знаний об окружающем мире, обучение и воспитание, координация действий и действий людей в общей деятельности, установление и выяснение личных и деловых отношений.

Не менее важны различия в стилях общения. Их можно определить как методы кодирования, передачи, обработки и декодирования сообщений, передаваемых при общении от одного организма к другому.

Поэтому в процессе общения люди обращаются друг к другу, надеясь получить ответы. Для детей дошкольного возраста общение тесно связано с такими видами деятельности, как игра, обучение и рисование. В повседневной жизни разные виды общения часто сочетаются друг с другом.

В условиях детского сада ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Дети вместе играют, занимаются, трудятся. У них ярко выражено стремление к общению. В процессе целенаправленного воздействия педагог формирует навыки и привычки поведения детей, личностные качества. Они определяют характер взаимоотношений ребенка со сверстниками. Очень важно придать отношениям детей дух доброжелательности, развивать умение и стремление помогать друг другу.

Для развития общения в среднем дошкольном возрасте используются игры, ориентированные на парную работу: описание друг друга, построение диалога, вхождение в контакт, а также игры на развитие навыков командной работы: испорченный телефон, хоровод, ручейки и т. д. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Театрализованная игра, как один из видов игр, является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованную игру можно использовать во всех образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей в ДОО.

Общение рассматривается не просто как средство передачи информации, но и как важнейший фактор психического развития, влияющий на формирование личности, самосознания, эмоциональной сферы и социальных навыков ребенка. В дошкольном возрасте общение приобретает особую значимость, так как именно в этот период закладываются основы коммуникативной компетентности, необходимой для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Театрализованная игра была определена как мощный инструмент развития коммуникативных навыков и социальных компетенций дошкольников. Она предоставляет детям возможность экспериментировать с различными ролями, выражать эмоции, вступать во взаимодействие с другими, решать конфликтные ситуации, развивать творческое мышление и воображение. Театрализованная игра способствует формированию произвольности поведения, обогащению словаря, развитию связной речи и умению понимать и выражать свои чувства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. №1028. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 51-52с. – Текст: непосредственный.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва : Сфера, 2016 - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. – Текст : непосредственный.

3. Смирнова, Е. О. Общение и его развитие в дошкольном возрасте : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 163 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12814-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543300 (дата обращения: 03.04.2025).

4. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др. ] ; под научной редакцией А. И. Савенкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 339 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12667-9. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/542566 (дата обращения: 03.04.2025).

Публикации по теме:

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков общения у детей средней группы средствами театрализованной игры
Опубликовано: 6 апреля 2025 в 20:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков общения у детей средней группы средствами театрализованной игры» (включая файлы) размещена пользователем Серёдкина Анастасия (УИ 3557110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных