Ольга Теплякова
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе. В последнее время большинство детей испытывает затруднения при обучении грамоте. Как показывает практика, основными причинами подобного явления являются: нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Усвоение дошкольниками звуковой стороны слова – процесс длительный.
Публикация «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Большое значение имеет своевременная целенаправленная помощь взрослого.
Так как звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии, необходимо начинать работу с развития фонематического восприятия.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза следует проводить в следующей последовательности:
выделение в словах первого гласного звука;
анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
определение наличия или отсутствия звука в слове (гласного, согласного);
определение последнего гласного звука под ударением в словах;
определение первого и последнего гласного звука в словах;
выделение ударного гласного в словах;
определение последнего согласного звука в словах;
определение первого согласного звука в словах;
фонематический анализ и синтез закрытых слогов;
фонематический анализ и синтез открытых слогов;
определение гласного звука в середине односложных слов;
определение позиции звука (гласного, согласного) в словах;
определение последовательности и количества звуков в словах;
определение позиции нескольких гласных звуков в словах;
определение места звука в слове по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данных звуков);
анализ и синтез односложных слов из трёх звуков;
анализ и синтез двусложных слов из двух открытых слогов;
определение количества слогов в словах (одного, двух, трёх);
выделение ударного слога в словах;
анализ и синтез всех типов слов.
Знакомство ребёнка со звучащим словом можно проводить в различных формах. Не стоит забывать, что игра является ведущей деятельностью в период дошкольного детства. Поэтому, чем больше вы играете с ребёнком, тем легче и быстрее дети усваивают материал, и тем быстрее вы получите результат.
Приведу несколько примеров дидактических игр на развитие фонематического слуха:
«Колокольчик и колпачок»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, закреплять знания о согласных звуках, глухих и звонких согласных, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Игровой материал: на листе нарисованы картинки: колокольчики и колпачки.
Ход игры: детям раздаются колокольчики и колпачки, необходимо колпачком накрыть картинку, название которой начинается на глухой согласный звук, а колокольчиком - на звонкий.
«Найди лепесток»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.
Игровой материал: цветы и лепестки с картинками, звуковые символы.
Ход игры: детям предлагается выбрать по одному лепестку с картинками, необходимо собрать ромашку из картинок на заданный звук в начале слова, а мак - из картинок с заданным звуком в конце слова. Задания могут варьироваться в зависимости от цели. Например, можно распределять картинки по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. В центр цветка ставится определённый символ звука. В начале игры дети делятся на две команды. Выигрывает команда, чей цветок будет собран быстрее.
«Звуки и цифры»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, определять место звука в слове, обучать счёту, закреплять знания о цифрах.
Игровой материал: полоски – слова, фишки, индивидуальные картинки.
Ход игры: дети по очереди выбирают картинки, определяют место заданного звука в слове и ставят фишку на полоску в нужное место. Выполнив звуковой анализ слова, определяется точное место звука в слове и ставится нужная цифра.
«Светофор»
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, навык звуко – слогового синтеза.
Игровой материал: звуковые символы, машинки, светофоры.
Ход игры: детям раздаются светофоры с символами гласных звуков, а также машинки с символами согласных звуков. Машинки едут по дорожке мимо светофора сверху вниз. Детям предлагается прочитать слоги с опорой на символы.
Дидактическая игра – направлена на решение конкретных задач обучения и воспитания детей.
В процессе дидактических игр дети учатся решать речевые, познавательные задачи сначала под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной деятельности.
Однако жизнь не стоит на месте. 21 век - век компьютерных технологий. В системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Одна из них – это использование информационно – коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.
Говоря о развитии речи детей, следует отметить, что ИКТ средства являются отличными помощниками в работе над звукопроизношением, грамматическим строем речи, над обогащением словаря на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Чаще всего педагогами используются следующие ИКТ средства: ноутбук, планшет, интерактивная доска, интерактивный стол, компьютер.
Я остановила свой выбор на диктофоне. Во время работы с диктофоном дети учатся слушать, слышать, анализировать и контролировать свою речь, оценивать качество своей речи, привыкают к своему голосу, учатся не бояться публичных выступлений.
Поделюсь некоторыми играми с диктофоном, которые я использую на занятии:
Дидактическая игра с использованием диктофона
«Назови первый звук в слове».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять первый гласный звук в слове голосом.
Игра проводится в два этапа.
Первый этап - дети садятся на стулья. У каждого ребёнка в руках предметная картинка. Ребёнок рассматривает её, не показывая другим. Педагог даё т задание: «Произнесите слово, изображённое на картинке, выделяя голосом первый звук, а ваши ответы я запишу на диктофон.»
Второй этап – дети встают в круг без картинок. Педагог даё т задание:
«Давайте послушаем, что у нас получилось». Включает диктофон и обращается к детям:
«Какое слово вы услышали? Назовите первый звук. Чей это был голос?
Давайте произнесём звук вместе.»
Дидактическая игра с использованием диктофона «Отгадай загадку».
Дидактическая задача: развивать фонематический слух, связную речь.
Ход игры: дети с помощью считалки выбирают игрока, который будет отгадывать загадку. Затем ему надевают наушники, чтобы игрок не услышал загадку. Дети вместе с педагогом придумывают загадку (описание предмета) и записывают на диктофон. Как только загадка готова, ее включают для прослушивания игроку. Он отгадывает. В случае, если не отгадал игрок, снова надевает наушники. Выигрывает тот игрок, кто отгадает загадку.