Получи документы

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи

Ольга Теплякова
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе. В последнее время большинство детей испытывает затруднения при обучении грамоте. Как показывает практика, основными причинами подобного явления являются: нарушение звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Усвоение дошкольниками звуковой стороны слова – процесс длительный.

Публикация «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Большое значение имеет своевременная целенаправленная помощь взрослого.

Так как звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии, необходимо начинать работу с развития фонематического восприятия.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза следует проводить в следующей последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение наличия или отсутствия звука в слове (гласного, согласного);

определение последнего гласного звука под ударением в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

выделение ударного гласного в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение первого согласного звука в словах;

фонематический анализ и синтез закрытых слогов;

фонематический анализ и синтез открытых слогов;

определение гласного звука в середине односложных слов;

определение позиции звука (гласного, согласного) в словах;

определение последовательности и количества звуков в словах;

определение позиции нескольких гласных звуков в словах;

определение места звука в слове по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данных звуков);

анализ и синтез односложных слов из трёх звуков;

анализ и синтез двусложных слов из двух открытых слогов;

определение количества слогов в словах (одного, двух, трёх);

выделение ударного слога в словах;

анализ и синтез всех типов слов.

Знакомство ребёнка со звучащим словом можно проводить в различных формах. Не стоит забывать, что игра является ведущей деятельностью в период дошкольного детства. Поэтому, чем больше вы играете с ребёнком, тем легче и быстрее дети усваивают материал, и тем быстрее вы получите результат.

Приведу несколько примеров дидактических игр на развитие фонематического слуха:

«Колокольчик и колпачок»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, закреплять знания о согласных звуках, глухих и звонких согласных, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Игровой материал: на листе нарисованы картинки: колокольчики и колпачки.

Ход игры: детям раздаются колокольчики и колпачки, необходимо колпачком накрыть картинку, название которой начинается на глухой согласный звук, а колокольчиком - на звонкий.

«Найди лепесток»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове, развивать мелкую моторику.

Игровой материал: цветы и лепестки с картинками, звуковые символы.

Ход игры: детям предлагается выбрать по одному лепестку с картинками, необходимо собрать ромашку из картинок на заданный звук в начале слова, а мак - из картинок с заданным звуком в конце слова. Задания могут варьироваться в зависимости от цели. Например, можно распределять картинки по глухости – звонкости, твёрдости – мягкости. В центр цветка ставится определённый символ звука. В начале игры дети делятся на две команды. Выигрывает команда, чей цветок будет собран быстрее.

«Звуки и цифры»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, определять место звука в слове, обучать счёту, закреплять знания о цифрах.

Игровой материал: полоски – слова, фишки, индивидуальные картинки.

Ход игры: дети по очереди выбирают картинки, определяют место заданного звука в слове и ставят фишку на полоску в нужное место. Выполнив звуковой анализ слова, определяется точное место звука в слове и ставится нужная цифра.

«Светофор»

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, навык звуко – слогового синтеза.

Игровой материал: звуковые символы, машинки, светофоры.

Ход игры: детям раздаются светофоры с символами гласных звуков, а также машинки с символами согласных звуков. Машинки едут по дорожке мимо светофора сверху вниз. Детям предлагается прочитать слоги с опорой на символы.

Дидактическая игра – направлена на решение конкретных задач обучения и воспитания детей.

В процессе дидактических игр дети учатся решать речевые, познавательные задачи сначала под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной деятельности.

Однако жизнь не стоит на месте. 21 век - век компьютерных технологий. В системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Одна из них – это использование информационно – коммуникационных технологий в организации образовательного процесса.

Говоря о развитии речи детей, следует отметить, что ИКТ средства являются отличными помощниками в работе над звукопроизношением, грамматическим строем речи, над обогащением словаря на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Чаще всего педагогами используются следующие ИКТ средства: ноутбук, планшет, интерактивная доска, интерактивный стол, компьютер.

Я остановила свой выбор на диктофоне. Во время работы с диктофоном дети учатся слушать, слышать, анализировать и контролировать свою речь, оценивать качество своей речи, привыкают к своему голосу, учатся не бояться публичных выступлений.

Поделюсь некоторыми играми с диктофоном, которые я использую на занятии:

Дидактическая игра с использованием диктофона

«Назови первый звук в слове».

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, умение выделять первый гласный звук в слове голосом.

Игра проводится в два этапа.

Первый этап - дети садятся на стулья. У каждого ребёнка в руках предметная картинка. Ребёнок рассматривает её, не показывая другим. Педагог даё т задание: «Произнесите слово, изображённое на картинке, выделяя голосом первый звук, а ваши ответы я запишу на диктофон.»

Второй этап – дети встают в круг без картинок. Педагог даё т задание:

«Давайте послушаем, что у нас получилось». Включает диктофон и обращается к детям:

«Какое слово вы услышали? Назовите первый звук. Чей это был голос?

Давайте произнесём звук вместе

Дидактическая игра с использованием диктофона «Отгадай загадку».

Дидактическая задача: развивать фонематический слух, связную речь.

Ход игры: дети с помощью считалки выбирают игрока, который будет отгадывать загадку. Затем ему надевают наушники, чтобы игрок не услышал загадку. Дети вместе с педагогом придумывают загадку (описание предмета) и записывают на диктофон. Как только загадка готова, ее включают для прослушивания игроку. Он отгадывает. В случае, если не отгадал игрок, снова надевает наушники. Выигрывает тот игрок, кто отгадает загадку.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 27 января 2023 в 19:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Теплякова (УИ 1257378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД