Получи документы

Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры»

Юлия Аёшина
Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры»

Аешина Юлия Юрьевна, воспитатель

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры.

МБДОУ "ЦРР - д/с "Солнышко", р. п. Усть-Абакан

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие- кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желания не всегда осуществляются.

Публикация «Консультация „Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры“» размещена в разделах

Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, мы взрослые склонны обвинять её в плохом влиянии сверстников, «улицу», многие считают, что были с ребёнком недостаточно строги, мало наказывали и т. п. А дело в том, что нравственное становление личности происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной деятельности человека, и много другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью. [2]

Ребёнок постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора : поступить хорошо (нравственно, как требуют взрослые, но в чём-то отказать себе или поступить плохо (безнравственно, но зато удовлетворить своё желание. Ребёнок стремится получить одобрение взрослых и детей, быть в их глазах хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают с другими детьми или с героями сказок, литературных произведений.

Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или писать. Ребёнок может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что обманывать стыдно, но говорить неправду. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре, прежде всего ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, ребёнок учит подчинять себя правилам игры, совершенствуются нравственные оценки.

Понаблюдав за детьми, я обратила внимание, что в игре часто присутствуют такие качества как : злость, жестокость, самолюбие, жадность, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным- развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка через русские народные игры. Игра учит ребёнка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками.

В игровой форме знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье.

В играх продолжаю работу по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям.

Особое внимание уделяю играм - драматизациям. Делаю драматизацию не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами.

Использование подвижных народных игр прочно вошло в практику. Изготовила картотеку игр, где перечень подвижных игр для удобства разбиваю поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону: «Городки», «Лапта», «Коршун», «Горелки», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Колечко-колечко», «Поводырь» и т. д.

Через русские народные игры дети познают окружающий мир. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры для дошкольников. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом т. д. [3] Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, используем сговорки: Кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмёшь? Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Таким образом, игра, являясь осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается, способствует получению социального опыта, опыта чувств и становится его личным достоянием, которое ребенок может применять в других условиях.

Литература:

1. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983г. —192 с.

2. Загик Л. Воспитание нравственного человека // Дошкольное воспитание. 1994. №11. С. 65-68.

3. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игры и нравственное воспитание дошкольников. М. :Издательство МГУ, 1986.

4. Кукушкина Е. Ю. ,Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. М. , Издательство: Сфера, 2012 г.

5. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 1976г. - стр. 94.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств детей через театрализованную деятельность Цель: развитие познавательного интереса к театрализованной деятельности, к сценическому творчеству. Задачи: Обучающие. - способствовать.

Формирование представлений о родном крае как одно из средств воспитания духовно-нравственных качеств 1 слайд - «Формирование представлений о родном крае, как одно из средств воспитания духовно – нравственных качеств» 2 слайд -«Любовь к родному.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств посредством художественной литературы В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств личности «Доброта спасет мир» Данное занятие поможет воспитанникам осмыслить общечеловеческие ценности, выработать личное отношение к ним. На этом мероприятии формируются.

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством дактической игры» Изучив литературу следующих авторов: Нечаевой В. Г., Марковой Т. А., Бондаренко А. К., Николаевой Т. А., Новосёловой С. Л., я пришла к выводу,.

Опыт работы «Формирование нравственных качеств личности дошкольников» Воспитатель: Деточкина О. В. Целью представленной работы является воспитание моральных, нравственных и духовных ценностей у детей, присущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредствам русской народной игры»
Опубликовано: 9 ноября 2017 в 08:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД