Лучший педагог года

Формирование нравственных качеств у дошкольников, посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры

светлана хименко
Формирование нравственных качеств у дошкольников, посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры

Выбор нашей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу, своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.

Публикация «Формирование нравственных качеств у дошкольников, посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Одной из задач педагогов, а также родителей, является развитие интереса у детей к русским традициям и промыслам, к национальному фольклору и народным праздникам.

Эту задачу можно решить во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности родителей и воспитателей с детьми, музыкальной, изобразительной.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, о фольклоре и о национальных праздниках своего народа[1, c.56].

Выбор нашей темы не случаен. Ведь, где, если не в русской народной культуре, можно увидеть столько красоты, услышать столько песен, которые пропитаны добротой.

Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают гражданско – патриотические чувства дошкольника [3], поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры.

В результате мы пришли к необходимости разработки собственного проекта - приобщение к русской народной культуре дошкольников.

Общая цель вывела на постановку следующих задач:

1. Формировать у детей социально-нравственные ценности на основе русских народных традиций.

2. Формирование понятия - русская традиция.

3. Вовлечь родителей через театрально-игровую деятельность для повышения родительской компетенции.

Средства реализации задач:

Для того чтобы у детей сформировались представления о русских обычаях, традициях мы стали собирать и изготавливать своими руками и с помощью родителей предметы бытовой утвари: чугунок, горшок, лукошко, решето, самовар, деревянные ложки, родители сделали русскую печь. Таким образом, у нас появился Мини – музей «Русская изба».

Мы стремимся приобрести и изготовить русские народные костюмы : сарафан, лапти, рубашка, платки, кокошники.

Предметы декоративно – прикладного творчества: городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки.

Театр: куклы из ложки, печатный театр, вязанный театр, театр мягкой игрушки, конусный театр, настольный театр, пальчиковый театр, кукольный, костюмы для драматизации, атрибуты, декорации.

Шумовые и народные инструменты : рубель, ложки, музыкальные ухваты, стиральная доска, трещотки, бубны, погремушки, балалайка, колокольчик.

Устное народное творчество : потешки, прибаутки, считалки, загадки, скороговорки, наглядное пособие, иллюстрации, дидактический материал, маски, настольные и печатные игры, мягкие и большие игрушки, книги- раскладушки, книги- картинки, фигурки животных, игры на развитие мелкой моторики.

Народно-прикладное искусство : игрушки, костюмы, краски, кисти, иллюстрации, дидактический материал, матрешки, наглядный материал.

Народные игры - подвижные игры; малоподвижные игры, хороводные, настольные игры.

Музыкальный фольклор: инструменты, аудиозаписи, сказки - шумелки, сказки – подражалки, сказочные герои.

В проекте Русская изба мы планируем как можно больше собрать русской утвари, костюмов. Это совместный проект ДЕТИ-РОДИТЕЛИ-ВОСПИТАТЕЛИ. В дальнейшем Русская изба будет не только как музей, но и как местом для игр с детьми. Здесь мы планируем проводить праздники, посиделки для детей и родителей. Это действующий проект.

2. Приобщение к народным праздникам.

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о православных праздниках, истории и жизни православных людей.

Задачи:

-Формировать знания о православной культуре русского народа;

- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», Крещение, «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Веснянка», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица, летом - Яблочный спас [2, c.38].

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. На праздниках используются все возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры, сказки.

Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед. Дети и родители участвуют в выставке яиц «Пасхальная радость». Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. В начале лета мы празднуем день Святой Троицы. Кругом зелень, веточки красавицы-березки украшают праздничный зал. Много народных примет, загадок, закличек, народных игр узнают дети в этот день.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи. Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.

Мы привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Применяем как групповые, так индивидуальные формы работы с родителями беседы, консультации на темы нравственного воспитания, индивидуальные поручения, выставки, оформление стенгазет к народным праздникам, оформляем фотоальбом на тему «Обычаи и традиции моей семьи».

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, обычаях своего народа, о своих корнях, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.

Литература:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А Маркеева, О. Н. Корепанова и др. —3-е изд., перераб. и дополн. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам рус- ской народной культуры : Программа — СПб: АКЦИДЕНТ, 1997.

3. Зязева ЛК, Прокофьева С. А. и др. — СПб: «АГЕНСТВО-ПРЕСС», 2001.2321_Patrioticheskoe vospitanie doshkolnikov v DOU. docx

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у дошкольников, посредством приобщения семьи к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 19:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД