Лучший педагог года

Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения

Олеся Маслакова
Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения

Формирование основ духовно-нравственной культуры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой. Это обусловлено объективной необходимостью приобретения воспитанниками системы ценностей, позволяющих успешно адаптироваться в обществе и существовать в нём без вреда для себя и окружающих.

Духовно-нравственное воспитание с раннего возраста благоприятно влияет на многие стороны взаимоотношений человека с миром. Здесь можно назвать этическое и эстетическое развитие личности, формирование гражданской позиции и мировоззрения, психическое и эмоциональное становление.

Публикация «Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения» размещена в разделах

Конкретными целями формирования духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста могут быть, к примеру, следующие:

1. Направленность ребёнка на приобщение к нравственным и духовным общечеловеческим ценностям.

2. Развитие на высоком уровне интегративных качеств личности.

3. Сформированность необходимых для дошкольного возраста социально-коммуникативных умений и др.

В духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. В данном направлении в детском саду с дошкольниками осуществляется множество мероприятий, ведутся беседы на этические темы, обсуждаются положительные и отрицательные поступки детей.

Существуют различные способы формирования основ духовно-нравственного воспитания. Так, отечественными исследователями выделяются, к примеру, такие виды воздействия на ребёнка, как музыка, хореографическое искусство [5], физическая культура и др.

Одним из важных видов деятельности, оказывающим неоценимое воздействие на личность ребёнка, может быть назван метод чтения художественной литературы.

Для того, чтобы помочь детям увидеть примеры конкретных правил поведения в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы.

Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей, анализируя их поведение и действия, дошкольники решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение рассказов и сказок дети сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств для ребёнка.

Сказка – это литературный жанр, который соответствует интересам и способностям ребёнка. Сказка побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и анализ содержания и скрытых смыслов. Сказка помогает детям изучать этические и эстетические нормы и является эффективным способом художественного и морального воспитания человека.

При использовании художественных произведений в работе с дошкольниками необходимо активизировать умственную деятельность детей через заранее подготовленные вопросы. При этом необходимо учитывать следующее:

- педагог должен продумать, какой именно аспект будет раскрыт перед детьми в ходе чтения художественных произведений, и уже в соответствии с этим подбирать вопросы;

- целесообразно ставить перед детьми небольшое количество вопросов;

- вопросы должны активизировать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру;

- вопросы должны помогать раскрывать ребенку при чтении свое душевное состояние;

- вопросы должны стимулировать последующую дискуссию.

Кроме чтения и этической беседы по прочитанному материалу существуют и другие методы работы с художественной литературой : игры-драматизации, дидактические игры, элементы инсценирования, изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

Важным представляется использование художественной литературы в совокупности с видами деятельности, которые дошкольнику нравится выполнять, к которым он стремится.

Таким образом, формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста может осуществляться через художественные произведения. Их использование в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы считаем педагогически целесообразным, т. к. сам процесс чтения и его производные (например, обсуждения, игры на основе прослушанных текстов и др.) характеризуются возникновением значительного положительного опыта у ребенка.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста через художественные произведения
Опубликовано: 15 августа 2022 в 20:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД