Лучший педагог года

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Мария Кривякина
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Каждый день мы сталкиваемся с огромным потоком информации, который требует от нас гибкости, умения принимать мгновенно множество решений, постоянно делать выбор и действовать согласно сложившейся ситуации. Мир стал сложнее, чем был двадцать лет назад. Появление новых технологий, новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к необходимости нового подхода в педагогике.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Таким образом, задача современного педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям нашего мира, то есть развивать способность маленького человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Это и является развитием функциональной грамотности.

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотности. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность.

Естественнонаучная грамотность представляет собой способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений

Детское экспериментирование является одним из эффективных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Являясь одним из членов творческой группы по созданию и развитию мини-музея «Природа России» в нашем саду, я часто с детьми проводила экскурсии и занятия, на которых дошкольники знакомились с явлениями и закономерностями природы. Детям было интересно узнавать новое, рассматривать экспонаты и играть в разные игры, но вопросы: «почему?», «а как?» и «зачем?» стали звучать от ребят все чаще и чаще. И тогда я стала включать в музейные занятия проведение различных опытов и экспериментов. Эта деятельность помогла детям с легкостью и интересом воспринимать незнакомый для них окружающий мир. Именно экспериментальная деятельность вызывала у детей огромный и неподдельный интерес. Занятия в музее переходили плавно в проведение опытов в группе. Постепенно уголок природы в нашей группе перерос в Центр науки.

К нашей исследовательской деятельности активно подключились родители. Они помогают пополнять уголок экспонатами – приносят вместе с детьми различные шишки, ракушки, приносят коллекции насекомых, различное оборудование и материалы для опытов. Создают вместе с ребятами различные исследовательские работы«Осенний гербарий», «Выращивание кристаллов», «Береги природу!».

В нашем научном уголке благодаря усилиям воспитателей, родителей и детей появилось многое :

- оборудование, материалы и специальная одежда для проведения опытов,

- инструкции и наборы для проведения опытов детьми «Сделай сам»,

- различные коллекции, игры, энциклопедии.

Проводя с детьми опыты и эксперименты, мы постепенно выстроили нашу экспериментальную деятельность в трех основных направлениях:

Эксперимент проводит воспитатель. Дети наблюдают.

Эксперимент проводят дети под руководством воспитателя.

Эксперимент проводят дети самостоятельно, используя набор «Сделай сам».

Свою работу мы начали с простого варианта наблюдения и экспериментирования. Детки завораживающе разглядывали камни соли через лупу, смотрели как мерцают ее кристаллы под светом фонарика и пробовали ее на вкус, чтобы удостовериться, действительно ли это соль. Экспериментируя с водой, ребята учились определять ее свойства, а также смогли воспроизвести настоящие природные явления – такие как туман. У нас есть коллекция камней, привезенных из различных уголков страны. Проводя опыты с ними, дети делают выводы о различиях камней по цвету, размеру, форме, шероховатости и их тяжести, плотности.

Сейчас уже воспитанники включаются в полный цикл исследовательской деятельности. Если дети нуждаются в помощи, то мы стараемся незаметно, шаг за шагом подталкивать их к правильному решению или ответу.

Одним из любимых экспериментов ребят является эксперимент «Извержение вулкана». После такого опыта дети проявляют большую любознательность к вулканам и их природе: приносят в группу энциклопедии про вулканы, рисуют их, изучают их строение и с огромным интересом исследуют куски затвердевшей лавы.

Изучая реакции веществ во взаимодействии друг с другом, в нашей группе был осуществлен опыт «Надуваем шарик газом». Удивлению ребят не было границ! При взаимодействии лимонной кислоты и соды произошла реакция с выделением углекислого газа, благодаря чему наш шарик надулся.

Знакомясь с осенними изменениями в живой природе и разговаривая о перелетных птицах, мы провели опыт с маслом и водой, где дети смогли увидеть, как эти вещества не смешиваются благодаря разной плотности. Это эксперимент «Лавовая лампа».

В этом году мы работали над проектом, в основе которого лежал эксперимент по выращиванию кристаллов. В ходе этого проекта нами были выращены кристаллы из соли в группе, а затем ребята дома совместно с родителями вырастили каждый свой кристалл: кто-то из соли, кто-то из сахара, а также кристаллы, из наборов, купленных в магазинах. Каждому кристаллу ребенок придумал необычное название, мы организовали выставку в группе, а затем она переехала в мини-музей нашего сада. Мы провели показ мод «Фейерверк кристаллов», где ребята представили свои работы в стихотворной форме, одевшись в цветовой гамме своего «творения». Дети с увлечением занимались этой исследовательско-творческой работой. В рамках этой деятельности ребята много узнали о минералах, о происхождении кристаллов, о том, какие кристаллы нас окружают совсем рядом. Мы рисовали кристаллы карандашами и в нетрадиционной технике – клеем ПВА, солью и красками – это было рисование кристаллов с помощью самих кристаллов!

Экспериментальная деятельность так сильно увлекает детей, что они даже дома продолжают повторять наши опыты. Подхватив эту инициативу ребят, мы создали фильм «Юные экспериментаторы», в который вошли фрагменты проведения опытов детьми дома.

Также мы делимся своей работой и с коллегами нашего сада. Для них мы подготовили небольшой видеоматериал о нашем экспериментировании в группе.

Кроме того, мы создали каталог «Удивительные эксперименты», в который вошли самые интересные и любимые эксперименты детей.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Эти эксперименты удивят каждого ребенка

Опыт «Извержение вулкана»

Цель: дать дошкольникам элементарное представление о природном явлении – вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Оборудование: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения.

Смесь для извержения:

- сода - 2 ст. ложки,

- лимонная кислота – 2 ст. ложки,

- красная краска – 1 ч. ложка (гуашь,

- жидкое мыло – 1 ст. ложка,

- вода – 150 мл.

Описание:

В "кратер вулкана", т. е. бутылку в макете

насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер".

Вулкан просыпается. Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь. После проведения опыта подводим итог: опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

Опыт «Делаем облако»

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт «Лавовая лампа»

Цель: Содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании.

Оборудование:

- пустой стакан или банка

- растительное масло

- холодная вода

- пищевой краситель

- шипучие таблетки Витамин С

Описание: Предлагаем ребятам помочь разлить в стаканы воду и насыпать краситель, размешать и понаблюдать, что происходит с водой (вода окрасилась в красный цвет). Затем налить в окрашенную воду масло и вместе с ребятами наблюдаем за происходящим. Мы видим, что окрашенная вода опустилась вниз стакана и с маслом не смешивается. Разламываем таблетку витамина С на 4 части и бросаем в бокал. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!

Объяснение: Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то он опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы»

Опыт «Мыльные пузыри на морозе»

Нам понадобятся:

мыльные пузыри

морозная погода

Описание: Выносим баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуваем пузыри.

Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро

разрастаются и наконец сливаются. Если погода не очень морозная и пузыри

не замерзают, понадобится снежинка: как только вы выдули мыльный пузырь, сбросьте

на него снежинку, и вы увидите, как она тут же соскользнет вниз и пузырь замерзнет.

Объяснение: При морозе и соприкосновении со снежинкой моментально начинается

процесс кристаллизации, поэтому мыльный пузырь замерзает.

Опыт «Живая радуга»

Надо приготовить:

- салфетки, можно взять бумажные полотенца;

- 3 краски основных цветов, можно взять пищевые красители;

- 6 стаканчиков или других одинаковых емкостей;

- вода.

Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных)

Опыт «Гигантская пена»

Оборудование:

- жидкость для мытья посуды

- вода

- тазик

- половина пластиковой бутылки

- влажная салфетка или платочек или полотенце

Описание: в тазу с водой разводим жидкость для мытья посуды. На половинку пластиковой бутылки с помощью резинки прикрепляем платочек. Макаем платочек в воду и дуем в горлышко. Наслаждаемся видом гигантской пены!

Опыт «Надуваем шарик углекислым газом»

Цель: показать детям, как различные состояния веществ могут взаимодействовать и переходить из одного состояния в другое; развивать у детей наблюдательность и способность делать выводы, высказывать свои суждения.

Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.

Описание: налить в бутылку уксус. В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт «Выращивание кристалла»

Кристаллы из соли.

Для этого мы растворили в воде соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться, и начнет оседать на дно банки. Так у нас получился насыщенный раствор соли. Процедили его, перелили его в чистую ёмкость. Поставили раствор на полочку и начали наблюдать. Через два дня у нас появилась основа для кристалла.

Затем, мы выбрали самый крупный кристаллик, для основы, привязали его за нитку, подвесили так, чтобы он не касался стенок стакана.

Опыт «Космос в тарелке»

Космос в тарелке прямо на вашем столе! Да еще и с космическими заданиями!

Дети будут рассматривать изображения, искать созвездия и другие космические картинки, отвечая на вопросы и угадывая загадки.

Вам понадобятся:

Шаблоны картинок солнечной системы или созвездий

Стеклянная емкость

Вода

Краски или красители

Стеклянный стакан или баночка

Что делаем:

Кладем на стол картинку и ставим на нее прозрачную емкость с водой, окрашенной в черный или темно-синий цвет. Выдаем ребенку стеклянный стакан и зачитываем вопросы или загадки.

Ребенок опускает перевернутый стакан вертикально вниз, рассматривает космическую картинку и находит ответ, аккуратно передвигая перевернутый стакан по воде.

После меняем картинку под емкостью и продолжаем игру.

Почему видно то, что скрыто под водой?

В стакане есть воздух, хоть его и не видно. Когда мы опускаем перевернутый стакан в воду, воздух не дает ей заполнить пространство внутри него. Поэтому, опустив стакан на дно, мы видим то, что скрывалось под слоем воды.

Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и формированию предпосылок функциональной

Прикреплённые файлы:

prezentacija2_bbo44.pptx | 11010,66 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 17:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД