Нарайкина Ольга
Формирование предпосылок познавательных УУД у старших дошкольников, посредством технологии проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования предпосылок универсальных учебных действий в дошкольном возрасте – предмет исследования ученых разных областей. В последнее время педагогами дошкольных образовательных организаций отмечается тот факт, что у детей дошкольного возраста утрачивается положительное отношение и интерес к различной познавательной деятельности. Поэтому, родители и педагоги дошкольных образовательных организаций задумываются о том, как развить познавательный способности у дошкольников, помочь детям реализовать познавательный потенциал, направленный на всестороннее и полноценное развитие, ведь период дошкольного детства является тем временем, в котором происходит формирование личности ребенка. Одним из наиболее значимых компонентов личности ребенка, как отмечают многие из исследователей, выступает предпосылки учебной деятельности. Именно формирование предпосылок УУД может оказать значительное влияние на общее развитие дошкольника. Несомненно, данная проблема является наиболее актуальной и для настоящего времени.
Публикация «Формирование предпосылок познавательных УУД у старших дошкольников, посредством технологии проектной деятельности» размещена в разделах
Вопрос формирования и развития универсальных учебных действий на школьном и дошкольном этапе обучения рассматривался разными исследователями и учеными, такими, как : В. С. Молчанов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, И. А. Володарской, Н. Г. Салминой и многими другими [4].
Отмечая необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий у дошкольников, следует определить сущность основных понятий. Под предпосылками познавательных УУД мы понимаем способности к обучению, то есть умение личности реализовать путь к саморазвитию, выстраивая индивидуальный маршрут для получения определенного образовательного результата, нового общественного опыта.
Прежде чем приступить к эмпирической части исследования, необходимо изучить критериальную характеристику исследуемого явления. В дошкольном возрасте сформированность предпосылок универсальных учебных действий подразумевается учеными как совокупность четырех компонентов: – когнитивный компонент (в основу когнитивного компонента входит проявление эмоционального отклика ребенка на деятельность, желание участвовать в познавательной деятельности, высокое наличие познавательных вопросов); мотивационный компонент (в основе мотивационного компонента лежит создание ситуаций успеха, определенные целенаправленные действия ребенка на достижение положительного результата); эмоционально – волевой (наличие определенных положительных эмоций в познавательной деятельности дошкольника); действенно-практический (проявление инициативности в определенной познавательной деятельности; заинтересованность дошкольника).
В соответствии с выделенными критериями, нам удалось обозначить три уровня сформированности предпосылок УУД у детей 5 – 6 лет.
1. Высокий уровень. У детей, относящихся к данному уровню, выявлено проявление эмоционального отклика на деятельность, желание участвовать в познавательной деятельности, высокое наличие познавательных вопросов. К тому же, дети данной группы осуществляют определенные целенаправленные действия на достижение положительного результата, проявляя положительные эмоции.
2. Средний уровень. Дошкольники, относящиеся к среднему уровню, проявляют эмоциональный отклик на деятельность, желание участвовать в познавательной деятельности. Тем не менее, старшие дошкольники испытывают определенные трудности в решении познавательных задач, но, при этом, не утрачивая эмоционального отклика к деятельности. Дети среднего уровня обращаются с помощью к взрослому, присутствуют так же и наличие различных познавательных вопросов. Таким образом, средний уровень характеризуется деятельностью детей, проявлению заинтересованности, но совместно с педагогом (взрослым).
3. Низкий уровень. Дошкольники, относящиеся к данному уровню, не проявляют эмоциональный отклик на познавательную деятельность, отсутствует наличие познавательных вопросов. Дети данной группы не проявляют желания участвовать в познавательной деятельности, постоянно обращаются к помощи педагога. Кроме того, дошкольники данной группы не проявляют положительных эмоций, а также действий для получения результата в деятельности.
В процессе реализации исследования, нам удалось выявить преобладание низкого уровня сформированности предпосылок УУД у старших дошкольников (55%, в то время как к среднему уровню были отнесены 35% дошкольников, к высокому - 10%. Анализ результатов позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной педагогической работы по формированию предпосылок познавательных УУД у дошкольников.
В плане формирования предпосылок познавательных УУД, нами была реализована программа по дополнительному образованию «Учись, играя», в рамках которой применялись технологии проектной деятельности. С дошкольниками были реализованы несколько видов проектов, направленных на формирование предпосылок познавательных УУД. В плане реализации проектов предусматривалось активное участие не только воспитанников, но и их родителей. Нами была реализована такая проектная деятельность, как «Экзотические животные», «Свойства воды». В рамках реализации проектов была реализована предварительная работа с детьми, которая включала: беседы с картинками по темам проекта (в ходе бесед предлагались различные иллюстрации, так же мы добивались активного участия в их обсуждении); подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки); подбор дидактических, развивающих игр по различной тематике. Для успешной реализации проекта по формированию предпосылок к познавательным УУД у старших дошкольников, нами были подобраны специальные игры из различных лексических тем: «Путешествие по странам», «Свойства воды», «Я и мир вокруг». Результатом проекта был определенный продукт (выставки рисунков, фото, видео – презентации совместно с родителями по теме проектов).
Далее целью выявления динамики сформированности предпосылок познавательных УУД был проведен контрольный эксперимент. Диагностика сформированности предпосылок УУД у дошкольников с использованием аналогичных заданий на контрольном этапе эксперимента дала положительную динамику сформированности. Нам удалось выявить и определить возможности технологии проектной деятельности в формировании предпосылок познавательных УУД у дошкольников. Очевидно, что проектная деятельность и занятия своим содержанием поспособствовала позитивной динамике в формировании предпосылок познавательных УУД у старших дошкольников. Таким образом, проектная деятельность развивает творческий интерес дошкольников, затрагивая практически все области знаний, а также способствует развитию взаимодействия со сверстниками и педагогом в целом.