Оксана Ивановна Гердт
Формирование представлений о правах ребенка у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим достижением системы российского образования за последние десятилетия является его переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Публикация «Формирование представлений о правах ребенка у детей 5–7 лет» размещена в разделах
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания подрастающего поколения, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Необходимость формирования с ранних лет у ребенка чувства веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самопринятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Поэтому, одним из направлений правового воспитания является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:
- знакомство с основными правами и обязанностями человека (в доступной форме, с привлечением наглядного материала);
- создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения;
- развитие представлений о полезности и целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте дети способны следовать им и понимать необходимость их соблюдения. Из чего следует, что возможно и целесообразно формировать нравственное сознание уже с дошкольного возраста.
По определению С. А. Козловой, критериями сформированности представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста являются:
- знания детей о своих правах и обязанностях;
- оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права;
- оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности;
- полнота знаний и потребность в получении новых знаний;
- сформированности качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, (умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни сформированности правовой воспитанности для детей старшего дошкольного возраста [4]
Это ставит перед педагогами дошкольных организаций такие задачи:
1. Помочь ребёнку понять и осмыслить свои элементарные права;
2. Формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;
3. Развивать стремление ребёнка реализовать свои права, не нарушая прав окружающих людей. [2, с. 116]
Хочется отметить, что для того, чтобы эффективно организовать работу над формированием у старших дошкольников представлений о правах, следует придерживаться определенных принципов и условий:
- безопасность: все игры и задания безопасны для здоровья детей;
- доступность: задачи, поставленные перед детьми, соответствуют возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- системность: задания продуманы таким образом, что они последовательны, логически взаимосвязаны;
- эмоциональная окрашенность заданий с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- наличие видимого конечного результата и обратной связи: дошкольники четко представляют цель игры, к которой они стремятся;
- разумность во времени: продумывать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потерять к нему интерес;
- роль педагога в игре: направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно.
Детям старшего дошкольного возраста доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях [3].
Детям старшего дошкольного возраста доступны такие четыре группы прав:
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство;
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг;
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей с ОВЗ и сирот;
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности [1].
Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: «Я и мои права»; «Я и права других людей».
Для решения поставленных задач по правовому воспитанию необходимо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОО, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
При отборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Таким образом, работу по правовому воспитанию дошкольников необходимо осуществлять, соблюдая такие этапы занятия:
1. Подача информационного материала;
2. Практическое участие детей в специально организованных ситуациях;
3. Наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику [5].
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и обязанностях, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов, игровые квесты); создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов, их презентация) и прочее.
На начальном этапе работы для определения уровня сформированности у детей представлений по теме рекомендуется использовать следующие методики:
1. Опрос детей на тему «Права ребёнка»;
2. Беседа «Как поступить?»;
3. Метод «незаконченных предложений».
Остановимся подробнее на содержании выбранных методик.
Методика №1. Опрос детей на тему «Права ребёнка» (автор Е. В. Соловьева)
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребёнка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше сего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
8. Когда отмечают День защиты детей?
9. Расскажи о правах детей в детском саду.
10. Что такое обязанности?
Методика № 2. Беседа «Как поступить?» является адаптированным Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:
1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
3. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?
7. Можно ли не выполнять свои обязанности дома и в детском саду? Почему?
8. Можно ли жить, не зная свои права и права других? Почему?
9. Может ли ребёнок жить один и заботиться о себе? Почему?
10. Право каждого человека отличаются или нет? Почему?
Методика № 3. Метод «незаконченных предложений».
Детям предлагается закончить следующие предложения:
1. Я имею право …
2. Я не должен …
3. Семья – это …
4. Обо мне заботятся …
5. В детском саду я должен …
6. Мои обязанности дома – это …
7. Мои обязанности в детском саду …
8. Полезные привычки – это …
9. Вредные привычки – это …
10. Документ о правах ребёнка называется …
Перспективный план работы
с детьми и родителями по формированию представлений о правах ребенка у детей 5-7 лет
Октябрь
Тема: «Что такое право?»
Задачи Цель: довести до сознания детей, что каждый имеет право на жизнь и здоровое развитие; что государство заботиться об охране жизни; научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, вызвать желание совершать добрые поступки.
Вид деятельности Беседа «Ваши права, дети»
Оформление панно «Наши права»
Изготовление значков, эмблем
Беседа: «О правах - играя»
Методический материал Е. Шабельник «Ваши права»
А. Усачев «Приключение маленького человечка»
Последующая работа Рисование символов прав
Работа с родителями 1. Организация и создание информационного стенда на тему «Что такое право»
2. Оформить выставку художественной литературы, иллюстраций о правах ребенка.
3. Родительское собрание – дискуссия «Защитим наших детей от …»
Ноябрь
Тема: «Право на имя»
Задачи Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Вид деятельности Беседа «Имена вокруг нас»
Оформление панно «Путешествие в страну имен».
Оформление альбома «Кто я».
Художественная деятельность: украшение своего имени «Я имею право на имя»
Методический материал С. Козлова «Мой мир!»
Игры «Обратись по имени», «Назови все мои имена».
Сказки «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Последующая работа Аппликация, лепка медальонов с начальной буквой имени ребенка.
Рисование «Символ моего имени»
Работа с родителями Консультация «Обеспечение условий для осуществления детьми свободного выбора»
Декабрь
Тема: «Моя семья»
Задачи Познакомить с правом на любовь и заботу родителей. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких. Дать представление о таких понятиях как «род», «родословная», «родители», «генеалогическое древо».
Вид деятельности Подготовка рисунков к выставке «Моя семья».
Составление своей родословной.
Составление своего генеалогического древа.
Квест-игра «Дружная семейка»
Методический материал С. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей и взрослых».
Сказки: Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «12 месяцев», «Морозко».
Инсценировка: М. Ивенсен «Разговор перед сном».
Игры и упражнения: «Кем ты приходишься своим родным», «Огорчится ли мама, если…», «Почему я их люблю».
Последующая работа Аппликация «Изготовление визиток»;
Рисование «Моя семья».
Работа с родителями Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья»
Январь
Тема: «Имею право жить» (право на жизнь)
Задачи Раскрыть понятие «жизнь». Объяснить, что во всех странах жизнь человека охраняется законом
Вид деятельности Беседа «Право на жизнь»
Подготовка иллюстраций к сказке Ш. Перро «Красная шапочка».
Игра «Придумай другой конец сказки «Гуси-лебеди»
Квест-игра «Жизнь дана на добрые дела»
Методический материал М. Пришвин «Жаркий час»; Б. Житков «На воде»; сказки «Волк и семеро козлят», «Снегурочка»
Последующая работа Инсценировка сказки «Колобок»
Работа с родителями 1. Консультация «О правах человека на жизнь»
2. Памятка «Советы родителям по охране жизни и здоровья детей»
Февраль
Тема: «Право на здоровье»
Задачи Развивать представление о том, что здоровье-главная ценность жизни; помочь осознать роль государства в охране и укреплении здоровья; воспитывать потребность в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Вид деятельности Беседа «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»
Квест – игра «На поиски кристаллов здоровья»
Оформление папки «О пользе закаливания»
Подготовка рисунков к выставке «Как я закаливаюсь»
Методический материал К. Чуковский «Мойдодыр»
«Сказка о молодильных яблочках»
Последующая работа Рисование эмблем;
Проведение гимнастик (дыхательной, для глаз, после дневного сна);
Физкультминутки.
Работа с родителями 1. Оформть папку-передвижку «Чтобы дети не болели»
2. Праздник здоровья
Март
Тема: «Право на отдых»
Задачи Цель: дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для отдыха.
Вид деятельности Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках»
Квест-игра «Я на солнышке лежу»
Методический материал О. Высоцкая «В нашем детском саду», Г. Юдин «Букваренок»
Последующая работа Презентация фотоальбомов о семейном отдыхе.
Работа с родителями Праздник: «Мамин праздник»
Апрель
Тема: «Право на обучение»
Задачи Ввести понятие «Образование». Познакомить с правом на образование и обучение. Рассказать о преимуществе образования.
Вид деятельности Беседа «Как важно быть грамотным»
Подготовка рисунков к выставке «Скоро о школу»
Знакомство с пословицами и поговорками об учебе и грамоте
Квест-игра «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
Методический материал А. Толстой «Золотой ключик», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». С. Маршак «Кот и лодырь»
Последующая работа Составление ребусов и разгадывание загадок о школе
Работа с родителями 1. Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
2. Анкетирование: «Хорошие ли вы родители»
Предлагаем так же дидактические игры и упражнения.
Игра «Я имею право»
Цель: дать детям правовые знания.
Оборудование: Набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка, картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок едет на велосипеде, играет, поливает цветы и т. д.)
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Игра «Разрешено - запрещено»
Цель: закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено» - «запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.
Ход игры. Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.).
Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.
Игра «Права детей и взрослых»
Цель: закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.
Ход игры. Воспитатель выкладывает карточки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просит прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конституции и Декларации.
Игра «Обязанности в вашей семье»
Цель: способствовать развитию логического мышления детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)
Игра «Кто права нарушил?»
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.
Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.
Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»
Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).
Кто нарушает это право?
Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?
Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).
Кощей Бессмертный
Какие права он нарушил, и в каких сказках?
Баба Яга
Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т. д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.
Игра «Чудесные очки»
Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей.
Игра «Узнай символ»
Цель: Закрепление прав и символов, обозначающих эти права.
Материал и оборудование: Символы, обозначающие права ребенка.
Ход игры:
Вариант 1 .Воспитатель называет знакомые детям права, дошкольники указывают на соответствующие символы.
Вариант 2. Воспитатель демонстрирует детям символы, дети называют соответствующие права.
Игра-убеждение «Приглашение в гости»
Цель: Учить детей рассказывать о своем доме, своей комнате, любимых игрушках, книгах, убеждать других в том, почему они должны придти, именно, к нему в гости. Закрепляем знание о праве на собственность.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассказать о своем доме, своей комнате, своих любимых игрушках, книгах. Дети сообщают друг другу о семейных праздниках, традициях, правилах. Задача каждого ребенка убедить, как можно больше друзей посетить его дом.
Игра «Ласковое имя лучше мягкого пирога»
Цель: Дать представление о важности права на имя, уникальности, неповторимости каждого человека. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные слова.
Ход игры. Вариант 1. Предложить детям назвать себя по имени ласково, как называет его мама.
Вариант 2. Дети называют друг друга ласковыми именами.
Игра «Кто имеет право жить в этом доме?»
Цель: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом. Закрепить названия жилищ разных животных.
Материал и оборудование: Карточки с изображением различных животных, птиц, людей и их жилищ.
Ход игры. Дети получают карточки с изображением птиц, животных, человека. Демонстрируя карточку с изображением жилища, воспитатель спрашивает у детей: Кто имеет право жить в этом доме? Ребенок, у которого оказалась нужная карточка, поднимает и объясняет свое решение. Воспитатель показывает символ права на жилье и его неприкосновенность. Напоминает о том, что у нас есть, не только права, но и обязанности.
Список литературы:
1. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова. - М., 2002. - 110с.
2. Конвенция «О правах ребенка» [Текст] / серия: Законы РФ. - Омега-Л. -2020.-19 с.
3. Конституция Российской Федерации [Текст] / - М. : Феникс, 2016.
4. Куликов, В. Б. Организация правового воспитания обучающихся на 2017 год: Методические рекомендации [Текст] / В. Б. Куликов, М. В. Гонцова, Е. В. Мельникова. - Екатеринбург: ИРО, 2017. - 17 с.
5. Осяк, С. А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С. А. Осяк// Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 1-2.