Лучший педагог года

Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста

Виктория Ушакова
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей в области современного дошкольного образования, которая отражена в современных программно-методических документах и ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает приоритетность задач по формированию у дошкольника основ личностной культуры будущего семьянина, поэтому крайне важно познакомить детей с социокультурными нормами, традициями семьи и социума уже в дошкольном детстве.

Публикация «Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста должны осознавать, что проявляя заботу о своих родителях и родственниках, выражая к ним сочувствие, и оказывая им посильную помощь, они, таким образом, выражают любовь и уважение к своей семье, в целом. Если у ребёнка не сформированы нравственные представления качества, то наличие биологических врождённых потребностей постепенно формирует потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к социуму.

В исследованиях С. А. Козловой, Э. К. Сусловой, которые посвящены вопросам ознакомления дошкольников с окружающим миром подчеркивается, что необходимо осуществлять воспитание детей с самого раннего детства, прививать любовь к родному дому и своей семье, что является важной сферой нравственного воспитания личности.

Такое сложное и многогранное явление социальной жизни, как семья, требует строгой научно обоснованной концепции развития нравственных представлений о семье у дошкольников, прежде всего, из-за того, что имеют место в педагогике многочисленные, иногда противоречивые и взаимоисключающие точки зрения на процесс жизнедеятельности и функционирования семьи, её исторического прошлого и перспектив развития.

Семья для ребенка это первый наиболее значимый проводник в социальный мир взаимоотношений, которая знакомит его с многообразием родственных отношений, домашней бытовой деятельностью, нравственными чувствами, действиями и способами поведения в ней, оказывая существенное влияние на формирование нравственных привычек, черт характера, психических свойств дошкольника. Этот «багаж» знаний ребенок дошкольного возраста будет использовать не только в реальной жизни, но многое из усвоенного в детстве, возьмет для своего дальнейшего развития в своей будущей семье[3].

Дошкольная образовательная организация традиционно знакомит детей дошкольного возраста с нравственными представлениями, ценностями о семье.

В вариативных образовательных программах дошкольного образования «Детство», «Истоки», «Я-человек», «Мой родной дом», «От рождения до школы», «Живем в ладу» разработаны содержание и методы педагогической работы по усвоению дошкольниками понятий и знаний о семье, внутрисемейных и полоролевых отношениях, месте и роли семьи в жизни человека [1;2].

Однако, в исследованиях О. С. Богдановой, Л. В. Градусовой, было выявлено, что нравственные представления дошкольников о семье имеют фрагментарный, неточный характер, слабую эмоциональную «окраску» и в дальнейшем, могут негативным образом сказаться на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, и сформировать неблагоприятный эмоциональный фон для формирования его личности.

Поэтому, необходима системная и последовательная работа дошкольной образовательной организации с семьей по формированию нравственных представлений ребенка дошкольного возраста о ценностном образе семьи.

Анализируя педагогическую теорию, следует отметить, что в настоящее время в практической работе дошкольных образовательных организаций накоплен достаточный опыт по формированию у детей дошкольного возраста нравственных представлений о себе и своей семье, практика предлагает эффективные средства и методы воспитания уважения и любви ребенка к своей семье, близким и родным людям.

Приобщение детей к своей родословной, воспитание интереса к своей семье отмечается во многих педагогических исследованиях (Е. С. Бабуновой, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Загик, С. А. Козловой, Е. В. Рылеевой, Н. А. Стародубовой и др.).

Родительский авторитет, этика внутрисемейного общения, образ жизни, стиль внутрисемейных отношений, является предметом рассмотрения научных работ (О. Л. Зверевой, В. М. Ивановой, Л. А. Талановой и др.).

Между тем, Л. В. Грабаровская, Е. С. Бабунова, Т. М. Баринова отмечают, что в настоящее время у ребенка стихийно складывается образ семьи, из-за нарушения традиционного естественного механизма подготовки детей к семейной жизни ресурсами самой семьи. Дошкольники не всегда, в достаточной мере проявляют интерес к своим близким, не ориентируются на их эмоциональное состояние и потребности.

В современных условиях и семья, и дошкольная образовательная организация во многом действуют автономно, не зависимо друг от друга, не всегда стараются объединить в полной мере свои педагогические воздействия на ребенка, что приводит к снижению их воспитательных возможностей.

Поэтому, в настоящее время семье ребенка дошкольного возраста необходима помощь педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций по формированию нравственных представлений о семье у дошкольников, что и является весьма актуальной задачей нравственного воспитания детей.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 20:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД