Кулешова Дарья
Формирование представлений о семье у детей
В настоящее время большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
Публикация «Формирование представлений о семье у детей» размещена в разделах
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой, Р. С. Буре и других.
Интерес к проблеме нравственного воспитания, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи : через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют нравственному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи : равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.
Дошкольный возраст – это важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям и начинается с ознакомления с семьей и семейными традициями детей в процессе различной деятельности.
Теоретические основы проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Воспитанию нравственных чувств в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной, А. Д. Шатовой, С. А. Козловой, В. Г. Нечаевой, А. И. Виноградовой отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Они призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования воспитания [2, 5].
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» - И. А. Галицкая И. А. и И. В. Метлик сделали попытку уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия [6, c.36]. «Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» [6, c.36].
Нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.
Нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться по двум модулям:
1. Добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т. п. ;
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том, что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Образ семьи у детей младшего дошкольного возраста — это симбиоз своих представлений о нормативной семье и почерпнутых из собственного опыта знаний и ощущений о собственной семье. При этом ни в раннем дошкольном возрасте, ни в старшем дошкольном возрасте ребенок не использует образ нормативной семьи для оценки своих семейных отношений.
Семья, являясь для ребенка первым источником социального влияния, вводит его во все многообразие социальных ролей и социального поведения, семейных отношений и домашнего быта, вызывая те или иные чувства, поступки, способы поведения, воздействуя на формирование качеств, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его в будущем как добропорядочного члена семьи.
В проявлении некоторых семейных традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы [7].
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи. В традициях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиций всегда лежала идея, норма, ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев. Дошкольники получают в семье первый социальный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, доброе.
Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность. Самая большая ценность в семье – согласие, в народе говорят: «не надобен и клад, коли в семье лад», «где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ высоко ценит воспитание в жизни человека: «человек без воспитания тело без души», «дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло». Русская народная педагогика среди педагогов на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей : «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их капризам, утверждает силу родительского примера.
Таким образом, содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: любовь к родителям, уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста и предусматривают зону ближайшего нравственного развития. За последнее десятилетие активизировался научный поиск путей решения проблемы нравственного развития и воспитания детей.
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. Интерьер дошкольных организаций способствует успешному освоению ребенком традиционной культуры народов России. Во многих детских садах сейчас имеются специально организованные помещения по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России и других стран. Наиболее распространены мини-музеи «Русская изба» и «Светлица», где дети могут заниматься, слушать сказки, проводить экскурсии, посиделки и развлечения. В мини-музеях зачастую собраны подлинные экспонаты крестьянского быта конца 19 – начала 20 века. Такие мини-музеи способствуют воспитанию патриотических чувств, чувств уважения к людям разных национальностей и расширению кругозора.
На занятиях познавательного типа знакомят детей с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведения праздничных дней, содействуем формированию представлений детей об особенностях разных материалов и правила пользования простыми инструментами при изготовлении поделок. Основные задачи занятий такого типа:
а) воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах,
б) ориентировать дошкольников на мужественные и женские образцы поведения.
Благодаря результатам научных исследований и педагогического опыта в области нравственного воспитания серьёзное научное обоснование и методическую проработку получило использование театрализованной деятельности. Учёные (М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др.) единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств к членам своей семьи, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям. Подготовка и организация театрализованной деятельности приобщает детей к миру искусства, которое воздействует на душу ребёнка не только своим духовным содержанием, но и средствами выражения. Играя в театр, дети через образы, краски, звуки знакомятся с окружающим миром. Диалоговый характер общения со взрослым побуждает их активно мыслить, делать выводы и умозаключения [21].
Детей младшего дошкольного возраста знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности – научить ребёнка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлечё нное явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях рассказывают о сказочной семье. Для формирования у дошкольника интереса к своей семье, необходимо установить прочный контакт между взрослым и ребенком, уважительное отношение друг к другу.
В работе с детьми, будь то игра или занятия, пока не затрагивают личный жизненный опыт ребёнка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребёнок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только своё имя и фамилию, но и имена своих родных.
Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т. к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами сюжетно-ролевой игры являются:
• знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка;
• способы действия с определенными предметами в определенных жизненных обстоятельствах;
• те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Существенное значение для формирования у детей представлений о семье имеет сюжетно-ролевая игра «Семья». Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями. Дети младшего дошкольного возраста в большинстве своем не имеют достаточно развитых игровых навыков, не всегда понимают назначения игрушек и игровых атрибутов, не воспринимают условности предметов и игровых ситуаций [23].На начальном этапе игры «Семья» достаточно иметь кукольную спальню, кроватки, коляски, поскольку основное содержание ее пока заключается в том, что дети укладывают куклу спать. Воспитатель обучает детей пеленать кукол в свободное время вне занятий. Не только девочки, но и мальчики проявляют интерес и с удовольствием участвуют в этой игре. На музыкальном занятии малыши разучивают колыбельную песенку. Ребенок может спеть такую песенку кукле, укладывая ее спать. Во время прогулки дети играют со спеленатыми, завернутыми в одеяла куклами, катают их в игрушечных прогулочных колясках. Происходит закрепление игровых умений.
В ходе игр «Семья», «Дочки-матери» усваиваются термины родства, формируются представления о составе семьи, о взаимоотношениях и взаимопомощи в семье. Дети, копируя образец игрового поведения воспитателя, стараются в игре следовать идеальной модели семьи, все члены которой уважают друг друга, во всем стараются помочь, говорят между собой вежливо. Игровая модель семьи может существенно отличаться от реальной семьи конкретного ребенка, поскольку знакомит ребенка с тем, какой семья может быть. Отвлеченность событий, происходящих в игре «понарошку», позволяет ребенку избежать психологической травмы, если взаимоотношения в его собственной семье иные.
В процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста могут быть использованы такие формы работы как :
дидактические игры типа «У бабушки Нюры», «Что умеет делать мама (бабушка?», «Что умеет делать папа (дедушка)» с демонстрацией сюжетных картинок.
этюды, пальчиковая гимнастика такие как, «Братцы», «Семья», «Мама» и др.
показ разных видов театра,
рассматривание семейных фотографий беседа о них,
чтение художественной литературы, потешек такие как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» и т. д.
рисование, лепка, конструирование на тему: «Моя семья, мой дом».
В формировании представлений о семье и семейных традициях важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность, возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Они несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.
Оформление семейных альбомов – одна из форм ознакомления с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды.
Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи : действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.
индивидуальных формы работы с родителями, а именно:
– беседы;
– консультации;
– совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
– совместные работы детей и родителей на темы : «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.
Для коллектива родителей могут быть организованы общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформлены информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом. Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях можно вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.
Также, можно и нужно пропагандировать знания о нравственном воспитании через систему наглядной агитации:
– информационно-ознакомительная : через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;
– информационно-просветительская : направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В группах можно оформлять «Уголки для родителей», помещать консультативные материалы.
Таким образом, работу по нравственному воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.