Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Алена Эверстова
Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха»

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.

Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. [1, с. 166]

Воспитание у дошкольников духовно-нравственных качеств происходит в педагогическом процессе при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство.

Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания способствовали работы Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова.

Актуальность темы работы обуславливается приобщение детей старшего возраста к духовно-нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества. Важным, эффективным средством работы в данном направлении может служить использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель работы - способствовать формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ по обучению якутской национальной культуры.

Предмет исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования – Использовать информационно – коммуникационную технологию по обучению национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Л. С. Коршунова подчеркивает, что обучение посредством ИКТ для детей становится более привлекательным и захватывающим. Например, в работе с интерактивной доской у детейразвиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У дошкольника лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, ведь ИКТ-материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции [2, c. 55]

В нашем в детском саду ведется определенная работа по региональному компоненту разработана система комплексов занятий, презентаций. Разрабатываем и используем собственные авторские программы.

В группе ДОО педагоги используют разнообразное оборудование это; компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофоны, видео и фотокамеры, принтеры, телевизоры с DVD приставками. Использование воспитателем ИКТ в любой группе детского сада позволяет не только обогащать знания ребенка, использовать компьютер для более полного ознакомления его с предметами и явлениями, находящимися за пределами его собственного опыта, но и повышает общую креативность ребенка. Мы сделали презентации по следующим темам;

• Якутский фольклор (Осуохай, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, тойук).

• Якутские музыкальные инструменты (хомус, кырыымпа)

• Внутреннее убранство якутского балагана (постельные принадлежности, мужская и женская якутская национальная одежда, украшения, обувь).

• Домашняя утварь, изделия из дерева и бересты.

• Животноводство (крупный рогатый скот, коневодство, конское убранство).

• Мясо, рыба, молочные продукты, якутская национальная кухня.

• Ягодные растения, деревья Якутии.

• Виды рыб и рыбалка в Якутии

• Птицы и дикие животные Якутии.

• Игрушки и игры народа саха.

• Ысыах, коновязь.

• Знаки обрядов по месяцам.

• Красная книга Якутии

«Ытык кэрэ сирдэр»

Данные темы разделов взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой, двигательной, музыкальной.

Семья занимает ведущее место в воспитании ребенка, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, природе. В работе с родителями используются такие формы как родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки, сшили детям национальный костюм. Дети совместно с родителями активно участвуют в конкурсах рисунков, выставках, в развлечениях, в организации мини-музеев. В детском саду проводили проектную деятельность о традиции народа саха, о природе Якутии, о якутской национальной кухне и др. Дети защищали свой проект. Было очень интересно и увлекательно.

В группе оформлен центр «Мой город Якутск». Содержание центра включает в себя подборку иллюстраций, альбомов, художественную детскую литературу, наборы открыток, фотографии, куклы в национальной одежде разных народов, макет балагана и предметы быта. Каждую среду дети и педагоги одевают национальный костюм проводят беседы, занятия, игры по якутскому фольклору. Так же в нашем детском саду есть якутский балаган с разнообразной утварью и камельком, где дети очень любят послушать разные якутские сказки, отгадывать загадки, народные песни отрывки из олонхо, слушают «музыку природы» пение птиц, журчание воды, и др. Пополнен природным материалом наш экологический центр «Природа Якутии», куда дети имеют возможность свободного доступа (рассматривают через лупу растения, трогают на ощупь листья брусники, березы, шишки). Родители и дети летом собирали гербарии лекарственных трав, листья, шишки, разные диковинные камешки.

В итоге года мы показали сказку «Уоттаах чыычаах» и «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» нас снимали по НВК Саха где наша сказка транслировалась по Республике.

Таким образом, приобщение к народной культуре является одним из актуальных проблем нравственного воспитания. Приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям проходит успешно лишь тогда, когда ребёнок с детства имеет возможность восприятия родной национальной культуры.

Ключевые слова:

Этнопедагогика - (от греч. ethnos народ pedagogike наука о воспитании детей).

Традиция - tradition

Национальная культура - national culture

Список литературы

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. ; Академия, 1999. С. 166

2. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова. – М.: Аспект-Пресс, 2009. С. 51

3. Хатылаева В. А. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). – Якутск. ; Бичик, 1994

4. Федоров И. Г., Васильев П. К. Уклад жизни народа Саха. – Якутск. ; Бичик, 2012. С. 13 – 123.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156» Тема проекта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре. Автор статьи: Романова Елена Викторовна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 13:50
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий квест-игры «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком» (группа ТНР и...
Квест-игра для старших дошкольников «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком – Письмо для Деда Мороза» На улице играет праздничная новогодняя...
Конспект беседы в старшей группе «Дикие животные»
Тема: Беседа «Дикие животные» в старшей группе. Цель: сформировать обобщенное представление о зверях ( это животные, имеющие четыре ноги, тело которых...
Фотозарисовка «Дворец Дюльбер на Южном берегу Крыма»
В южнобережном поселке Кореиз расположился дворец, выстроенный в восточном мавританском стиле – Дюльбер. С крымскотатарского «дюльбер» переводится как...