Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Алена Эверстова
Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха»

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.

Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. [1, с. 166]

Воспитание у дошкольников духовно-нравственных качеств происходит в педагогическом процессе при использовании средств народного воспитания. Основными средствами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания являются природа, игра, слово, традиции, быт, искусство.

Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Становлению этнопедагогики как области научно-педагогического знания способствовали работы Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова.

Актуальность темы работы обуславливается приобщение детей старшего возраста к духовно-нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, как важного для сохранения самобытности общества. Важным, эффективным средством работы в данном направлении может служить использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель работы - способствовать формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами ИКТ по обучению якутской национальной культуры.

Предмет исследования – дети старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования – Использовать информационно – коммуникационную технологию по обучению национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний. Л. С. Коршунова подчеркивает, что обучение посредством ИКТ для детей становится более привлекательным и захватывающим. Например, в работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У дошкольника лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, ведь ИКТ-материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции [2, c. 55]

В нашем в детском саду ведется определенная работа по региональному компоненту разработана система комплексов занятий, презентаций. Разрабатываем и используем собственные авторские программы.

В группе ДОО педагоги используют разнообразное оборудование это; компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофоны, видео и фотокамеры, принтеры, телевизоры с DVD приставками. Использование воспитателем ИКТ в любой группе детского сада позволяет не только обогащать знания ребенка, использовать компьютер для более полного ознакомления его с предметами и явлениями, находящимися за пределами его собственного опыта, но и повышает общую креативность ребенка. Мы сделали презентации по следующим темам;

• Якутский фольклор (Осуохай, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, тойук).

• Якутские музыкальные инструменты (хомус, кырыымпа)

• Внутреннее убранство якутского балагана (постельные принадлежности, мужская и женская якутская национальная одежда, украшения, обувь).

• Домашняя утварь, изделия из дерева и бересты.

• Животноводство (крупный рогатый скот, коневодство, конское убранство).

• Мясо, рыба, молочные продукты, якутская национальная кухня.

• Ягодные растения, деревья Якутии.

• Виды рыб и рыбалка в Якутии

• Птицы и дикие животные Якутии.

• Игрушки и игры народа саха.

• Ысыах, коновязь.

• Знаки обрядов по месяцам.

• Красная книга Якутии

«Ытык кэрэ сирдэр»

Данные темы разделов взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: познавательной, продуктивной, игровой, двигательной, музыкальной.

Семья занимает ведущее место в воспитании ребенка, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, природе. В работе с родителями используются такие формы как родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки, сшили детям национальный костюм. Дети совместно с родителями активно участвуют в конкурсах рисунков, выставках, в развлечениях, в организации мини-музеев. В детском саду проводили проектную деятельность о традиции народа саха, о природе Якутии, о якутской национальной кухне и др. Дети защищали свой проект. Было очень интересно и увлекательно.

В группе оформлен центр «Мой город Якутск». Содержание центра включает в себя подборку иллюстраций, альбомов, художественную детскую литературу, наборы открыток, фотографии, куклы в национальной одежде разных народов, макет балагана и предметы быта. Каждую среду дети и педагоги одевают национальный костюм проводят беседы, занятия, игры по якутскому фольклору. Так же в нашем детском саду есть якутский балаган с разнообразной утварью и камельком, где дети очень любят послушать разные якутские сказки, отгадывать загадки, народные песни отрывки из олонхо, слушают «музыку природы» пение птиц, журчание воды, и др. Пополнен природным материалом наш экологический центр «Природа Якутии», куда дети имеют возможность свободного доступа (рассматривают через лупу растения, трогают на ощупь листья брусники, березы, шишки). Родители и дети летом собирали гербарии лекарственных трав, листья, шишки, разные диковинные камешки.

В итоге года мы показали сказку «Уоттаах чыычаах» и «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» нас снимали по НВК Саха где наша сказка транслировалась по Республике.

Таким образом, приобщение к народной культуре является одним из актуальных проблем нравственного воспитания. Приобщение к народной культуре, общечеловеческим ценностям проходит успешно лишь тогда, когда ребёнок с детства имеет возможность восприятия родной национальной культуры.

Ключевые слова:

Этнопедагогика - (от греч. ethnos народ pedagogike наука о воспитании детей).

Традиция - tradition

Национальная культура - national culture

Список литературы

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. ; Академия, 1999. С. 166

2. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность / Л. С. Коршунова. – М.: Аспект-Пресс, 2009. С. 51

3. Хатылаева В. А. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). – Якутск. ; Бичик, 1994

4. Федоров И. Г., Васильев П. К. Уклад жизни народа Саха. – Якутск. ; Бичик, 2012. С. 13 – 123.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156» Тема проекта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста Настоящее время характеризуется достаточно быстрыми изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре. Автор статьи: Романова Елена Викторовна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 13:50
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

Дидактическая игра по экологии «Среда обитания»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам дидактическую игру по экологии «Среда обитания» Игра поможет детям развивать свои...
Мастер-класс для сотрудников ДОУ «Русская матрёшка»
Мастер-класс по проведению НОД с использованием коррекционных методов и приемов ( в рамках дополнительного образования в ДОУ) Тема: Русская матрёшка....
Иллюстрация для родителей «Я в образе цветка»
Данная иллюстрация нацелена на знакомство родителей с внутренним миром ребенка и позволяет мамам и папам лучше узнать его эмоциональное состояние. У...