Лучший педагог года

Формирование представлений о семейных праздниках у дошкольников с помощью лэпбука

Татьяна Куприкова
Формирование представлений о семейных праздниках у дошкольников с помощью лэпбука

Аннотация. В статье исследуется проблема использования лэпбука в процессе формирования представлений о семейных праздниках у дошкольников. Рассматриваются подходы к определению понятия семейных праздников. Представляется динамика уровня сформированности представлений о семейных праздниках у детей 5–6 лет.

Ключевые слова: дошкольники, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нравственное воспитание, семейные праздники, лэпбук.

Публикация «Формирование представлений о семейных праздниках у дошкольников с помощью лэпбука» размещена в разделах

Обновление образовательной парадигмы на современном этапе характеризуется переходом от формирования личности «много знающей» к формированию личности развивающейся, творческой, умеющей решать нестандартные задачи. Данный подход обусловлен нормативно-правовыми документами федерального уровня: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [1].

Эти документы внесли существенные изменения в систему дошкольного образования в части обязательных требований и условий реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации, которые напрямую затрагивают вопросы создания благоприятных условий для развития полноценной личности ребенка, в том числе для формирования представлений о семейных праздниках у дошкольников.

Важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является приобщение к культурным традициям своей страны. Согласно задачам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, в области познавательного развития, у дошкольников должны быть сформированы первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных и семейных традициях, праздниках.

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы [3, с. 36].

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к семейной праздничной культуре [4, с. 29].

Особенности формирования представлений о праздниках у детей дошкольного возраста представлены в ряде исследований. В исследованиях Г. Н. Аквилевой, Л. М. Веккера, А. Г. Маклакова и др. рассматриваются характеристики представлений. А. В. Усова отмечает, что понятия о праздниках, не сопоставляются с конкретными представлениями детей, они малы по объему и содержанию, а в сознании отделены от образа. Практически, понятия формируются только на основе конкретных представлений. А. В. Запорожец, отмечает, что отбор знаний для детей дошкольного возраста должен быть ориентирован на обогащение содержания их деятельности, перспективы ее развития.

В своих работах Н. Ф. Виноградова и В. И. Ядэшко выделяют принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста. В исследовании В. И. Ядэшко представлена классификация праздников, определено их значение для развития ребенка для расширения кругозора, знакомства со своим Отечеством.

Представления о событиях семейного праздника как социального и культурного явления, реализуемого в рамках традиций своего Отечества включают в себя: культурную ценность (ради чего этот праздник создан, о социальной значимости отечественных праздников. Данную информацию дети усваивают в результате различных видов деятельности, связанных с реализацией традиций данного праздника. Ребенок постигает нравственные правила, которые обеспечивают ему возможность регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами праздников в рамках соответствующих культурных традиций.

Ребенок начинает управлять своим поведением и реализовывать различные формы активности в рамках культурных традиций конкретного праздника.

Исходя из всего этого, возникает необходимость по формированию у дошкольников семейных ценностей и духовно-патриотического воспитания.

Одним из средств формирования представлений о семейных праздниках у дошкольников является лэпбук. Лэпбук, или тематическая папка, – это самодельная папка с различным набором материалов на определенную тему. Все материалы из лэпбука расположены в различных кармашках, в них находятся различные детали и материалы, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению [2, с. 75].

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Работа по созданию лэпбука – это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Так же данная методика может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели, посвященной семейным праздникам.

Экспериментальная работа по формированию представлений о семейных праздниках у детей 5–6 лет в процессе работы с лэпбуком проходила на базе ГБДОУ №46 города Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-6 лет и 20 родителей, 4 педагога. Диагностическая работа в констатирующем эксперименте проводилась по трем направлениям: диагностика детей, анализ календарно-тематического планирования и анкетирование родителей.

Первичная диагностика показала, что в группах преобладает низкий уровень сформированности представлений о семейных праздниках, анализ календарно-тематического плана показал отсутствие форм вовлечения родителей в деятельность детей, а анкетирование его подтвердило.

Тем самым можно сделать вывод, что необходимо провести работу, по формированию представлений о семейных праздниках у детей 5-6 лет.

Входе проведения формирующего этапа эксперимента по созданию и использованию лэпбуков для формирования представлений о семейных праздниках детей дошкольного возраста, было установлено, что эта новая форма работы не только даёт возможность узнать интересы и потенциал детей и развить их, но и легко, играя, способствовать их развитию.

Общие показатели уровня сформированности представлений о семейных праздниках у детей 5–6 лет на контрольном этапе эксперимента выросли. Необходимо отметить, что количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем осталось таким же. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 20% и стало 70%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 20% и стало 25%. Количество детей в контрольной группе со средним уровнем увеличилось на 5% и стало 65%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 5% и стало 35%. Получается, что произошла небольшая положительная динамика. Но все же данный результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и родителей по воспитательно-образовательной работе, направленная на формирование первичных представлений о семейных праздниках у детей дошкольного возраста в процессе работы над созданием лэпбука, помогает обогатить его внутренний мир, развить духовные качества, сформировать гражданскую позицию, усвоить социокультурные нормы.

Ссылки на источники

1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 14.11.2013; Российская газета. - 2013. - 14 ноя. - № 30384.

2. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» / Журнал "Обруч "№ 4, 2015.

3. Е. В. Лесева Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лесева - М. : Детство-Пресс, - 2013. - 128 с.

4. Е. В. Марудова Ознакомление дошкольников с окружающим миром. / Е. В. Марудова - М. : Детство-Пресс, - 2016. - 128 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о семейных праздниках у дошкольников с помощью лэпбука
Опубликовано: 3 августа 2020 в 05:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД