Папки-передвижки

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности

Марина Иванова
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности

Общая характеристика работы

Речевой этикет, освоение которого происходит с раннего детства, выступает одним изmсредств гуманизации отношений. Поэтому так важно с дошкольного детства ребенка обучать речевому этикету. Одним из средств гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми является процесс усвоения средств речевого этикета, которые способствуют доброжелательности общения с ровесниками и взрослыми. Дошкольный возраст является сенситивным периодом овладения ребенком основных средств речевого этикета. good

Публикация «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности» размещена в разделах

«Кризис культуры», «возрождение культуры» - данные понятия дают характеристику современному российскому обществу, которому свойственны потеря моральных и эстетических ориентиров измененные приоритеты в общественных ценностях. Основным проявлением кризиса культуры считается невысокий уровень культуры речевого общения взрослых людей. В современной практике можно проследить потерю главных речевых обычаев, а процедура «огрубления» нравов общества не прекращает расти. Из-за этого в речи ребенка увеличивается просторечные формы общения, вульгаризмы, жаргонизмы.

Речевой этикет на сегодняшний момент становится интересным для нашего общества, так как он позволяет создавать благоприятные условия для общения и существования разных по социальному положению людей.

Педагогическая деятельность упирается на психолого-педагогические исследования, которые обосновывают теоретическую часть развития речевого этикета, в процессе чего формируется общая культура дошкольников.

Предметом изучения философии, психологии, педагогики являются вопросы развития речевого этикета.

Современное общество требует образованных, воспитанных личностей. Именно такая личность может жить в сегодняшних условиях тяжелого процесса развития демократизации. Надежной гарантией личностного успеха является владение выразительными языковыми средствами, знания родного языка. Так как демократия – это интеллигентное, уважительное отношение друг к другу, где важное место занимает общение людей.

Проблему детского и взрослого речевого этикета исследовали A. A. Aкишинa, Б. B. Бушелевa, T. A. Ладыжениская, А. И. Савостьянова, Н. И. Формановская и другие. Речевой этикет они рассматривали не только, как концепцию вербальных единиц, но даже как формулы вежливости, обеспечивающее комфортную взаимосвязь и способствующее становлению доброжелательных взаимоотношений.

Проблема формирования речевого этикета направлена на старших дошкольников, так как непосредственно в данный возрастной период закладывается основа моральных принципов, стремительно формируется эмоциональная сфера личности, создается эффективный навык ежедневной коммуникации (Д. Б. Эльконин, A. В. Петровский, A. A. Бодалев и прочие). Эти процессы происходят от основы овладения словарной формулой литературного языка и ее использования в практике речевого контакта со взрослыми и ровесниками (C. В. Петерина, Л. В. Лидак, T. A. Маркова, T. B. Aнтонова и другие). Данная проблема тесно взаимосвязана с повышением коммуникативной культуры старших дошкольников, привитием им нравственных, моральных ценностей, что в целом надо определить как этическую обязанность личности за свое вербальное поведение. На сегодняшнее время перед педагогической наукой резко встал вопрос пересмотра качественного изменения содержания и структуры современного образовательного процесса, приведения данной процедуры в соответствие с новейшим характером экономических отношений, измененными ценностными ориентациями, социальными методами поведения.

Введение словесных формул вербального этикета в общую концепцию речевого взаимодействия дошкольников с окружающими взрослыми, ровесниками будет способствовать формированию удобного коммуникативного поля, и проявлять безусловное влияние на нравственный мир ребенка дошкольного возраста. Таким образом, актуальность вопроса формирования речевого этикета у старших дошкольников объясняется его особой ролью в высоконравственном воспитании подрастающего поколения, в эффективной адаптации к новым социокультурным ценностям и насущным требованиям нынешнего социума, педагогической значимостью в практике на данной стадии развития российского общества.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность стали основанием для определения тематики исследования: «Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно - образовательной деятельности».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, гарантирующие формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности.

Объект исследования: формирование процесса речевого этикета у старших дошкольников.

Предмет исследования: формирование педагогических условий речевого этикета у старших дошкольников.

Теоретическое и практическое содержание изучаемой проблемы помогло сформулировать следующую гипотезу исследования, она заключается в предположении о том, что формирование речевого этикета у дошкольников будет эффективно, если создавать определенные педагогические условия в непосредственно-образовательной деятельности (учет возрастных и психических особенностей детей данного возраста; разработка комплекса игр и упражнений, создание мини-среды, обеспечивающей уважительное взаимодействие ребенка со старшими и ровесниками; стимулирование детей к применению формул речевого этикета в процессе продуцирования связных монологических и диалогических выражений; создание эмоционально-позитивной развивающей среды для творческих речевых проявлений ребенка; приобщение детей к активной коммуникативно-речевой среде оценочно-контрольной направленности, в которой дети входят в систему общения и взаимодействия используют речевые эталоны.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить педагогическую литературу по вопросам исследования.

2. Обосновать роль и значимость речевого этикета в формировании коммуникативных способностей старших дошкольников в основе анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы.

3. Проанализировать опыт формирования речевого этикета у старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.

4. Выявить особенности формирования речевого этикета у старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.

5. Составить и экспериментально проверить содержание формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая основа исследования:

Теоретико– методологическую основу диссертационного исследования составили: теоретические положения речевого этикета у взрослых и детей (А. А. Акишина, Б. В. Бушелева, Т. А. Ладыженская, А. И. Савостьянов, Н. И. Формановская); учебно-методическое обеспечение проблемы формирования речевого этикета (И. И. Иванец, И. Н. Курочкина, Л. Крысин, А. И. Савостьянов, Р. М. Чумичева).

Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические – анализ философской, психологической, педагогической литературы и нормативных документов по теме исследования; анализ и синтез, сравнение и сопоставление, теоретическое моделирование; эмпирические – изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, индивидуальные и групповые беседы, педагогический эксперимент, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при разработке методических рекомендаций по повышению профессиональной компетентности работников дошкольного образования, ориентированных на целенаправленный процесс формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость работы: определены основные понятия; выявлены и научно обоснованы педагогические условия процесса формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности, обосновано использование оптимальных психолого–педагогических средств и технологий процесса формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в ненпосредственно-образовательной деятельности, разработана и апробирована методика организации работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе выступления на научно – практических конференциях и семинарах различного уровня: Х международная научно–практическая конференция – Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» 26–27 ноября 2015 года; Международная научно –практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых 52–е Евсевьевские чтения 2–3 июня 2016 года; Международная научно–практическая конференция 53–и Евсевьевские чтения 9–10 февраля 2017 года;

Опытно– экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» г. о. Саранск.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается выбор темы исследования и его актуальность, определяются цель, предмет и объект исследования, формулируются задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуется методологическая и теоретическая основа исследования; этапы экспериментальной работы, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы fформирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности» рассмотрены общие теоретические и методологические подходы к анализу задач исследования, выстроены теоретические аспекты раскрытия основных понятий «речевой этикет», «этикет», «непосредственно-образовательная деятельность», выделены основные педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

По нашему мнению, общими педагогическими условиями, обеспечивающими формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности являются : Определение стратегических ориентиров речевого развития ребенка, приобщение детей, чтобы они использовали образно-выразительные средства и формулы речевого этикета во время монологических и диалоговых выражений, создание эмоционально-позитивной развивающей среды для творческих проявлений ребенка является следующим педагогическим условием формирования речевой личности ребенка, приобщение ребенка к активной коммуникативно-речевой среде, которая связана работой с текстом и оценочно-контрольной направленности.

Еще одним из условий развития речевого этикета у дошкольников считается формирование в детском саду мини-среды, обеспечивающей уважительное взаимодействие ребенка со старшими и ровесниками. Это способствует детям.

На основании выше сказанного выделены критерии и показатели уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста :

Когнитивный критерий выражается в наличии системы знаний, представлений, понятий о речевом этикете, о вежливости.

Деятельностный критерий включает уровень сформированности умения пользоваться формами речевого этикета.

Поведенческий критерий определяет проявление речевого этикета в поведении.

Во второй главе «Опытно – экспериментальная работа по формирования социально–нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой мордовского народа» проведена опытно – экспериментальная работа, направленная на формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа.

На констатирующем этапе выявлен начальный уровень сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе эксперимента был создан тематический план, обеспечивающий формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную динамику в повышении уровня сформированности речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе. В контрольной группе результаты практически не изменились.

Выводы, сформулированные в заключении, подтвердили эффективность проведенного опытно-экспериментального исследования по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности. Результаты проведенного исследования подтвердили сформулированные ранее задачи и гипотезу.

Публикации по теме:

Проект «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста» Идея. Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое.

Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.

Воспитание культуры здоровья посредством мультфильмов в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Актуальность и перспективность опыта Актуальность темы опыта обусловлена социально-педагогической значимостью сохранения здоровья детей.

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Кошкин дом» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Учить понимать закономерности, лежащие в основе природных явлений; • Воспитывать чувство единства человека с природой; • Учить.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим об осени» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №57 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Юные пожарные" Программные задачи: Учить детей.

Педагогический проект «Формирование интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности» Актуальность Книга закладывает основу мироздания ребенка. От того, какими будут первые книги, зависит многое в его жизни. И нам взрослым.

Технологическая карта образовательной деятельности «Овощная ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта образовательной деятельности (ОД) по теме: «Овощная ярмарка» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное.

Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности
Опубликовано: 3 января 2019 в 00:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД