Папки-передвижки

Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Туяна Цыбикжапова
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Мелкой моторикой принято называть совокупность связанных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Вопрос развития мелкой моторики детей достаточно актуален на сегодняшний день. Это многократно отмечается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обоснована их возрастными психологическими и физиологическими особенностями. В раннем возрасте достаточно активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, это, в свою очередь, расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Публикация «Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики» размещена в разделах

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень становления речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики. Если развитие движений пальцев будет отставать, то задержится и речевое развитие, однако общая моторика при этом может быть даже выше нормы. Многочисленными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Преподаватели и специалисты по психологии, которые занимаются проблемами развития дошкольников и младших школьников единогласно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому как с помощью неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, фантазия, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно также по причине того, что в жизни, ребенку понадобятся точные координированные движения, например, чтобы одеваться, и выполнять различные бытовые и любые другие действия.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые и специалисты. Восточные врачи установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.

Интересным фактом является то, что специалисты института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук, доказали, уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях у В. М. Бехтерева - отечественного физиолога. Он указывал на воздействие манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, становление речи. Лёгкие движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение множества звуков, а следовательно, развивать речь ребенка. Известный исследователь детской речи - Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие развивается нормально.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от простых жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, может зависеть почерк человека.

Ещё одним любопытным фактом, является то, что речь - один из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В наше время можно заметить такую закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, может помочь себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями различных государств установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Оказывается, при рассмотрении снимка головного мозга, станет ясно, что речевая область находится рядом с двигательной, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Мелкую моторику рук развивают : пальчиковая гимнастика, упражнения с массажным мячом, пальчиковый театр, игры с конструктором, мозаикой, пазлами, пластилинография, игры моталочки, игры со счетными палочками, ниткография, вырезальный тренажер, рисование пальчиками, ладонью, упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты, игры с песком и водой. Также игры с предметами домашнего обихода:

*с макаронными изделиями, с крупой

*с прищепками

*с резинками, бусами, заколками,

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и так далее). Такие упражнения помогут укрепить ладони и пальцы, развить мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные именно на мелкую моторику.

Ребенок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты внимание, память и речь.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, позитивно воздействует на речевые зоны коры головного мозга, и, самое главное – способствует сохранению физиологического и психического здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
Опубликовано: 12 октября 2022 в 17:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД