Формирование речи у детей с ОНР (презентация)

Беляева Елена
Формирование речи у детей с ОНР (презентация)

«Формирование речи у детей с ОНР»

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает развитие связной речи. Формирование связного высказывания - важнейшее условие усвоения детьми предпосылок учебной деятельности, развития их творческих способностей, познавательной и коммуникативной активности.

Становление полноценной связной речи – процесс достаточно длительный и сложный. В дошкольном детстве закладываются основы мастерства рассказывания, которые будут совершенствоваться в школьные годы. Формирование связной речи в коррекционной группе, является главной целью всей работы воспитателя. Воспитатели группы в свою очередь решают задачи по развитию связной речи у детей как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по развитию элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке и в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса, т. к. слово - основная единица языка. Но наличие в языке одних только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации.

У ребенка старшего дошкольного возраста возникают новые задачи общения, заключающиеся в передачи своих впечатлений сверстникам или взрослым. У детей с нарушениями речиснижена потребность в общении из-за речевых нарушений и недостаточного развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Как отмечает Р. Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Исследования Жуковой Н. С., Чиркиной Г. В., Филичевой Т. Б. и других авторов показали, что самостоятельная связная речь детей с ОНР является несовершенной вследствие недоразвития всех компонентов речевой системы. Старшие дошкольники с системным речевым недоразвитием недостаточно владеют умением последовательно и связно излагать свои мысли. Они испытывают значительные трудности в построении связного высказывания, в объединении его отдельных элементов в структурное целое, в выборе языкового материала, соответствующего цели высказывания.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи,характерны: нарушения логической последовательности повествования, нарушение связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения, бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений.

Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Работая над формированием связной речи, педагогу необходимо помнить, что вся работа должна проходить в игровой форме, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.Необходимо соблюдать несколько важных правил:

- учитывать индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка;

- соблюдать принцип «от простого к сложному»

- способствовать пробуждению интереса к художественному произведению;

- вызвать желание рассказывать сказку самостоятельно;

- отражать в игровой и продуктивной деятельности содержание произведения;

- создавать предпосылки для сочинения собственной сказки.

При этих условиях обогащается словарный запас, развивается связная речь.

Улучшению формирования связной речи у дошкольников способствует и применение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на развитие моторики и укрепление физического здоровья,а именно:

- артикуляционная и пальчиковая гимнастики;

- физминутки, дыхательные упражнения;

- применение танцевальных упражнений и подвижных игр.

Необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к использованию описательно-повествовательного стиля речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей. А обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер.

Для обучения этому стилю речиможно выделить три основных направления:

1) составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций;

2) игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз;

3) упражнение в связной речи.

Все занятия по обучению речиидут по степени их усложнения:

- рассказы детей по готовому образцу;

- рассказы описательные;

- рассказы по плану воспитателя;

- рассказы по началу, середине и концу;

- рассказы по картине;

- рассказы по серии картин.

При обучении пересказу занятия включают:

- подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок);

- чтение произведения;

- разбор текста в вопросно-ответной форме;

-упражнения на закрепление языкового материала;

- пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на помощь педагога, далее

– по опорному плану, самостоятельный пересказ. Занятие заканчивается анализом детских рассказов.

При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формируются речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивается память, внимание, наблюдательность.

На первых этапах обучения используются подготовительные упражнения,такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходит формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. К концу года дети учатся составлять описательный рассказ.

Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Зимние забавы», «Семья» и др.)

Дальше идет обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбирается каждая картинка серии (у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с помощью педагогов дети учатся выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения).

Дальше картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне, по вопросам определяется общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляют рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.

При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляют рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

Требования,которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

- осмысленность, т. е. полное понимание того, о чем они говорят;

- полнота передачи, т. е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

- последовательность;

- широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т. д. ;

- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

- культура изложения в широком смысле слова;

- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям;

- интонационная выразительность речи;

- достаточная громкость;

- отчетливость произношения.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно,образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов:

- организации различных форм помощи родителям;

- содержательно-педагогической работы с ребенком.

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Родителям необходимо помнить, что ребёнок дошкольного возраста черпает знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми. Поэтому родителям, как бы они ни были заняты, надо поддерживать речевую активность ребёнка, уметь выслушать его, чаще общаться с ним глаза в глаза. При таких условиях у ребенка появиться желание говорить, появиться мотив, а в итоге у него будет развиваться связная речь.

Работа с родителями по развитию связной речи у детей направлена на:

- создание правильного отношения к ребенку и организацию игр дома, способствующих формированию связной речи;

- закрепление полученных в детском саду навыков, по составлению связных монологических высказываний (рассказы по сериям картинок);

- работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам,по картинкам в книге определить, о чем она, кто главные герои, с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны, чем закончится эта история;

- составление элементарных описаний (перечисления признаков предметов)

- обыгрывание детских небылиц театрализованными средствами.

Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная речь у таких детей не может быть воспитана сама по себе, т. к. она требует четкой систематической коррекционно-развивающей работы логопеда.

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Формирование речи у детей с ОНР (презентация)
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 11:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана на МААМ

Говорят, этот год выдался урожайным на каштановые орехи. Дети любят их собирать, а потом играть с ними. Сейчас самое время для таких занятий! Очередной тематический день предлагаем посвятить этим дарам...

20 октября. Праздник буквы Р на МААМ

«Р» – это особая буква нашего славянского алфавите. Непросто идёт работа над трудным и капризным звуком «Р». Но в конце концов капризный звук сдаётся! Ребята начинают уверенно использовать этот рычащий...


Горячие темочки