Приложение МААМ

Формирование системы ценностей на уроках «Окружающего мира»

Дерябина Анастасия Вадимовна
Формирование системы ценностей на уроках «Окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе происходят радикальные изменения, связаны они с распадом уклада жизни, который был привычен на протяжении существенного количества времени. Причинами этого являются современная нестабильность в социальной сфере, пошатнувшиеся идеалы и прежние нормы, ввиду этого младшему поколению приходится самостоятельно выбирать правильную сторону ценностных идеалов, ориентиров, которые должны быть сформированы на основе ценностей нашего общества.

Публикация «Формирование системы ценностей на уроках „Окружающего мира“» размещена в разделах

Проблема ценностного воспитания издавна интересовала философов, социологов, педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка научных концепций; определялась роль общечеловеческих ценностей в формировании личности; вырабатывались требования к личности как носителю ценностей общества (Н. А. Бердяев, О. Г. Дробницкий, К. Роджерс, В. П. Тугаринов и др.).

В современных исследованиях рассматривается проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций у младших школьников: общечеловеческие ценности (Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, И. А. Липский, Л. Е. Никитина, Г. Н. Филонов и др.); нравственные, духовные и эстетические ценности (А. Я. Данилюк, И. В. Метлик, Н. Е. Щуркова и др.); ценности и цели образования и воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова и др.).

Проблеме изучения ценностных ориентаций личности уделялось определённое внимание в философии (Сержантов В. Ф., Соколов Э. В., Кроник А. А., Дробницкий О. Г., Василенко В. А., Тугаринов В. П., Андреева Г. М., Столович JI.H., Чавчавадзе Н. 3., Сагатовский В. Н., Здравомыслов А. Г., Алексеева В. Г. и др., социологии (Ядов В. А., Беляев Д. К., Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Водзинская В. В., Жуков Ю. М., Ломидзе Л. С., Любимова Т. Б., Магун B. C., Ольшанский В. В., Соколовский Ю. Е., Шорохова Е. В., Щепаньский Я. и др., психологии (Леонтьев А. Н., Непомняшая Н. И., Абульханова-Славская К. А., Бжалава И. Т., Давыдов В. В., Надирашвили Ш. А., Узнадзе Д. Н., Кругло Б. С., так как понятие ценности — междисциплинарное.

Очень серьезной является проблема выбора настоящих, подлинных идеалов.

Одной из задач, поставленных перед учителем начальных классов на современном этапе, является формирование основ гражданской идентичности личности.

Формирование гражданской идентичности гражданина России, включает в себя:

1. патриотическое воспитание граждан России;

2. гражданское воспитание;

3. воспитание национального самосознания;

4. воспитание интереса к жизни, культуре и быту людей другой национальности.

Содержание уроков по предмету «Окружающий мир» должно побуждать учеников принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования являются Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [6] и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]. Они предусматривают воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Обратимся к анализу действующих программ по предмету «Окружающий мир» для начальной школы. Можно проследить, что авторами даётся общая целевая установка не только на формирование знаний о природе и обществе, но и на присвоение младшими школьниками системы ценностей российского общества. Ценностные аспекты должны быть в первую очередь поняты и приняты учениками, а также стать предметом реализации в деятельности педагога.

Рассмотрим понятие «ценности». В первом значении «ценности» — это реальные предметы и явления, важные для культуры, духовной жизни общества и человека. Во-втором значении, «ценности» характеризуются как мотивационные структуры личности, т. е. личностные ценности. Ценностное освоение предполагает момент переживания, личностного отношения к тому, что изучается.

Следует отметить, что большой ценностный потенциал, заложен в современных учебниках по предмету «Окружающий мир». Интерпретация данных ценностей входит в задачу учителя, которому необходимо донести до своих учеников важность и значимость формируемых ценностей.

В работе по теме «Родина — что это значит?» создаётся ценностно-ориентированная воспитывающая ситуация средством которой является ценностно-ориентированный текст «О чём рассказал папа». Его содержание направлено на формирование таких нравственных качеств таких как: любовь к Родине, стремление к активной общественной жизни, уважение к чужому мнению.

Через учебное содержание выстраивается и формируется гражданская идентичность. Дети знакомятся с картой нашей страны, государственной символикой (герб, гимн, флаг). Младшие школьники знакомятся с такими темами, как «Конституция», «Твои права и обязанности». Постепенно у детей формируется представление о гражданской ответственности. [1] Очевидно, что воспитательный потенциал курса «Окружающий мир» очень велик. Он подробно раскрыт и в Примерных программах начального общего образования, входящих в комплект документов ФГОС II поколения. В пояснительной записке к программе по окружающему миру подчеркивается, что в рамках данного предмета «благодаря интеграции естественно — научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России». Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Например, одной из важнейших задач курса «Окружающий мир» является формирование гражданской идентичности, чувства патриотизма.

Процесс воспитания гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты:

когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);

ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);

деятельностный (поведенчески гражданская активность)

Формирование гражданской идентичности относят к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам данной работы:

Когнитивный компонент:

сформировать историко-географический образ России

— представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции;

иметь представление о социально-политическом устройстве России, ее государственной организации, знать государственную символику, государственные праздники;

знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе;

знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;

иметь представление об общекультурном наследии России;

знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты предполагают:

воспитание чувства патриотизма;

эмоционально-положительное принятие этнической идентичности;

уважение других народов России, межэтническую толерантность;

уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;

уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности своего здоровья и здоровья других людей;

следование моральным нормам.

Деятельностный компонент предполагает:

выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

участие в общественной жизни, ориентирование в событиях, происходящих в стране и мире; посещение театров, музеев, библиотек; следование здоровому образу жизни.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Исходя из этого, на уроке по предмету «окружающий мир» можно выделить следующие задачи:

Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.

Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.

Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.

Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Курс «Окружающий мир» занимает особое место в реализации патриотического воспитания младшего школьника, так как он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в начальных классах объемно и предметно раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Литература:

1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир : Методика обучения: 1–4 классы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М., 2009.

2. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М., 2011.

3. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. -М., 2008.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. -М., 2010.

5. Черемисина В. Г. Духовно нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 4 классе «Земля — планета Солнечной системы» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и окружающего мира Учебный предмет: Интегрированный урок: русский язык, окружающий.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок окружающего мира во 2 классе «Родной край» Урок окружающего мира во 2 классе Класс: 2 УМК: «Начальная школа 21 век» Учебный предмет: окружающий мир Автор учебника, учебных пособий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование системы ценностей на уроках «Окружающего мира»
Опубликовано: 5 октября 2021 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование системы ценностей на уроках «Окружающего мира»» (включая файлы) размещена пользователем Дерябина Анастасия Вадимовна (УИ 2762432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД