Лучший педагог года

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности

Теплова Мария Юрьевна
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь и взаимодействуя с близкими взрослыми и сверстниками, овладевает пространством взаимоотношений, социальными и коммуникативными компетенциями, что выражается в формировании умения устанавливать отношения и контакты с окружением (взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с другими людьми в совместной деятельности, проявлять инициативу, в развитии способности сочувствовать другому, контролировать свои действия и поведение.

Публикация «Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности» размещена в разделах

Ребенок начинает овладевать культурой вербального и невербального взаимодействия. Тот социальный опыт, который он получает в дошкольном возрасте, формирует у него стереотипы дальнейшего поведения, мышления, восприятия, в дальнейшем они проявятся в индивидуальных особенностях характера. Именно поэтому окружающая социальная среда играет важную роль в развитии дошкольника.

Учитывая значимость становления личности ребенка в дошкольный период, основной задачей воспитывающих взрослых является грамотное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в его развитии, психолого-педагогическая поддержка его позитивной социализации и индивидуализации.

Данный подход обусловлен следующим:

- природосообразное развитие дошкольника первично и поэтому определяет цели и задачи взрослых, содержание развивающих программ и пути их реализации;

- ребенок активен и самостоятелен в познании и освоении окружающего его мира, и взрослый только помогает ему в этом, сопровождая и увлекая;

- развитие психики дошкольника и особенности становления индивидуальных качеств его личности составляют критерии оценки работы взрослого с дошкольниками.

Исходя из этого подхода, наиболее важным для педагога является создание условий, способствующих интеллектуальному и личностному развитию ребенка, обеспечение ему возможности эмоционально комфортно и уверенно чувствовать себя в коллективе.

Одним из таких условий является построение в детском саду специально организованной развивающей среды общения и деятельности, находясь в которой ребенок будет развивать и совершенствовать свои социальные и коммуникативные компетенции.

Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра.

По мнению А. Д. Андреевой, только благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка осмысленной и активной деятельностью, опыт, полученный в игре, становится его личным приобретением.

Перенос усвоенного опыта в жизненные ситуации, в собственные игры, является значимым показателем развития субъектной позиции ребенка и творческой инициативы.

Кроме того, в игре дети учатся проигрывать различные ситуации в уме, размышлять, активно развивается воображение и творческие способности.

В процессе игр формируются такие качества, как организованность и самоконтроль: играя по правилам, дети овладевают умением регулировать свои действия, осваивают нормы поведения, обогащают социальный опыт, учатся общаться. Поэтому развивающие игры и общение способствуют разностороннему формированию личности дошкольника.

С помощью игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков и умений, бесед и рассказов на осознание и формирование у детей умения анализировать поступки, находить причину ссоры и способы конструктивного решения конфликтов, налаживания позитивных отношений, возрастает групповая сплоченность детей, у каждого ребенка развивается чувство своей значимости в коллективе, принятие себя. Формируется доброжелательное отношение друг к другу.

Осознавая социальные нормы поведения, дети учатся конструктивно строить свое общение с окружающими их взрослыми и сверстниками, действовать вместе, согласованно в совместной деятельности.

Посредством разнообразных игр и упражнений, проблемно-игровых ситуаций направленных на активизацию эмоционального опыта ребенка, дети учатся осознавать и различать свои эмоциональные состояния, адекватно выражать свои чувства, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять эмпатию и сопереживание к чувствам окружающих.

Благодаря включению в работу с детьми игр и упражнений на развитие психических процессов, у детей развивается внимание и память, они учатся анализировать объекты и явления окружающего мира, находить и устанавливать связи между ними.

Через организацию разнообразного развивающего общения и игровой деятельности детей, создание благоприятной социально-коммуникативной среды происходит успешное формирование у дошкольников социальных и коммуникативных компетенций, обеспечиваются условия для их позитивной социализации и индивидуализации.

Публикации по теме:

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности
Опубликовано: 26 января 2020 в 20:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД