Лучший педагог года

Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера

Павлечко Анастасия
Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НОМЕРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-5 ЛЕТ

1.1. Основные понятия творческие способности и хореографическая постановка. Особенности и общие каноны постановки танца для детей дошкольного возраста 3-5 лет

Проблемы развития способностей разрабатывалась в работах таких исследователей, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Бодалев, Л. А. Венгер и др.

Публикация «Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера» размещена в разделах

Под способностями, по Б. М. Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям.

Способности теснейшим образом сопряжены с развитием других сторон личности, из-за чего успехи и неудачи в воспитании этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей.

Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Проблема творческих способностей разрабатывалась в работах В. И. Андреева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина и др.

По определению С. Л. Рубинштейна, «творчество требует от человека определенного напряжения усилий, настойчивость в достижении цели» [3]. Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, «все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства».

Творчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.

Итак, творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творческое начало рождает живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие быстрое приобретение знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность какой-либо деятельности и создание новых культурных и материальных ценностей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование творческих способностей неразрывно связано с воображением. Однако развитие воображения на разных этапах развития ребенка значительно отличается. Так, появление в воображении детей 3-5 лет не ситуативной внутренней позиции позволяет им не просто управлять своим воображением, а создает возможности для управления собой как субъектом воображения. Именно эта особенность обеспечивает детям возникновение коллективного творчества. Кроме того, дети начинают сознательно учиться друг у друга, что не мешает ребенку фантазировать, но и становится необходимым условием развития воображения в этом возрасте.

Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Развернутые танцевальные представления существовали еще в древних государствах: Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме [12]. При этом по мере своего развития и накопления человеческого опыта, оформляются научные представления, раскрывающие терминологию данного вида искусства. Так, около 1700 года появился термин «хореография», который обозначал систему стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Однако в современном хореографическом искусстве при описании процесса хореографических постановок и его канонов наиболее часто употребим термин композиция.

Композиция – это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что формирование творческих способностей характеризуется новизной и оригинальностью, необычайностью применяемых средств; выполнением самостоятельных действий, требующих логического анализа и догадки, открытия нового способа решения творческой задачи.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности :

способность рисковать;

дивергентное мышление;

гибкость в мышлении и действиях;

скорость мышления;

способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;

богатое воображение;

восприятие неоднозначности вещей и явлений;

высокие эстетические ценности;

развитая интуиция.

Постановка танца – один из действенных способов формирования творческих способностей у ребенка. Это невероятно сложный процесс, требующий от постановщика не только опыта, музыкальности и определенных навыков. Чтобы создать по-настоящему яркий и интересный танец, требуется владение даром импровизации, художественное мышление, умение выразить свою идею удивительным языком танца с помощью уникальных творческих способностей.

1.2. Роль хореографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 3-5 лет

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития, а также для формирования его творческих способностей.

В век технологий и малоподвижного образа жизни, танец является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником здоровья, радости, положительных эмоций, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.

Хореография – это синтетический жанр деятельности, в процессе которого от ребенка требуется известная самостоятельность и активность при воплощении музыкальных образов. Ребенок сам находит способы образного отражения и выражения, что содействует развитию его творческих способностей.

Проявление творческих способностей детей младшего возраста на занятиях хореографией упоминается в исследовании Л. В. Березкиной [3]. Автор выделяет творческие способности, которые выражаются в умениях:

1) трансформировать двигательные модели и ситуации;

2) на основе собственного опыта создавать новые двигательные модели и их лично реализовывать;

3) конструировать образы и находить им двигательное выражение через систему художественных средств.

Возраст 3-5 лет у ребенка - это период проявления пика творческой активности. Они уже много знают и умеют. В их рисунках, рассказах и играх появляются узнаваемые предметы. И хотя они еще по-прежнему следуют за взрослым, все же начинают проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.

Для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) хореография благодаря эмоциональности и непосредственному характеру, создает уникальные возможности для самореализации ребенка, пробуждения творческой фантазии и способностей, эмоционального раскрепощения и импровизации. В развитии творческих способностей детей важно единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики в хореографии, что способствует развитию абстрактного мышления.

Влияние хореографических занятий на развитие творческих способностей ребенка очень велико и объясняется спецификой искусства как формы отражения действительности. Искусство соединяет в себе свойства научно-теоретического мышления и образного видения мира. Хореографические образы обладают специфическими особенностями, присущими абстрактному мышлению и одновременно выступают в конкретно-чувственной форме предметов и явлений. Хореографический образ рождает в сознании ребенка ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает индивидуальный смысл [11].

Творческие способности детей младшего возраста в танцевальной деятельности проявляются в особой выразительности движений, нестандартности, оригинальности пластических средств выражения, в увлеченности ребенка самим процессом отражения музыки в движении. Важным показателем сформированности творческих навыков детей в области танцевальной деятельности является самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, адекватно передающих характер, выразительные средства музыки и особенности развития музыкального образа.

Также, важно отметить и то, что танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотно манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческих способностей детей 3–5 лет в процессе постановки хореографического номера
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 11:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД