Приложение МААМ

Формирование творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность

Юлия Морозова
Формирование творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей, способных мыслить неординарно и нестандартно. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, является важнейшей задачей дошкольного образования. В современный век компьютеризации у детей растёт уровень информированности, но понижается интерес к практической деятельности. Они с удовольствием строят в виртуальном мире различные постройки, но это не может заменить ребёнку тактильных ощущений, когда он сам создает постройки из разнообразных материалов. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.

Публикация «Формирование творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность» размещена в разделах

В связи с этим становиться актуальной задача федерального государственного стандарта по реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Одна из характеристик возможных достижений ребенка, обозначенных в целевых ориентирах, предполагает, что ребенок на выходе из детского сада способен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, в том числе в конструировании.

Конструирование по своему характеру более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём отражается окружающая действительность. Важной особенностью детского конструирования является то, что процесс создания доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.

Современное общество ставит перед педагогом все новые и новые задачи – повышать эффективность воспитательно – образовательного процесса. В связи с этим у меня возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности – конструированием. Первое мое образование учитель математике, а математика тесно связана с конструированием и сама люблю что-то придумывать, строить, т. к. с детства много времени проводила с папой, профессия которого строитель, наблюдая как он строит разные строения нашем дачном участке.

Наблюдая за моими детьми в процессе самостоятельной деятельности, я заметила, что дети создают однотипные постройки (заборчик, ворота, не умеют работать коллективно, не могут находить применение своим изделиям.

Я поставила перед собой цель: формировать творческую активность и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность.

И следующие задачи:

1. Приобщение детей к техническому и художественному конструированию.

2. Развитие познавательного интереса в процессе освоения навыков конструирования, умение работать по схемам.

3. Формирование желания у детей осуществлять свой творческий замысел.

4. Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимопомощи.

5. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобрет нные навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.

Для реализации поставленных задач, изучив методическую литературу,я разработала программу по дополнительному образованию – кружок «Умелые ручки».

Следующим этапом моей работы в этом направлении стало создание предметно – развивающей среды, подбор демонстрационного и дидактического материала.

Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности– одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка.

Для конструирования из природного материала в нашей группе оборудован Центр природы, в котором имеется природный материал как для самостоятельного конструирования, так для занятий: шишки, плоды каштана, желуди, семечки тыквы и подсолнуха, косточки фруктов, ракушки, камушки.

Также оборудован Центр конструирования, в которых имеются:

Различные виды конструкторов, крупный и мелкий: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, магнитный.

Обязательно располагаю разнообразные мелкие игрушки: фигурки людей, матрешек, животных, машинок для дальнейшего обыгрывания построек. Различные игрушки помогают развивать содержание строительных игр, создают положительное эмоциональное отношение к ним.

Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта.

Мною был собран и демонстрационный материал: схемы постройки из деревянного строительного материала, карточки – схемы моделей для лего – конструирования и конструктора КЛИКС, фотографии и иллюстрации архитектурных сооружений, образцы конструирования из природного и бросового материала.

Я собрала картотеку дидактических игр, способствующих формированию представлений ребенка о внешних свойствах предмета.

Во время занятий кружка дети работали как индивидуально, так и группами, изготавливали поделки из бумаги и картона, природного и бросового материала, использовали различные виды конструкторов. Предварительно я их знакомила с темой, основными идеями построения. Затем мы переходили непосредственно к конструктивной деятельности. Отдельные группы детей могли закончить работу быстрее других, тогда я им предлагала дополнительные задания. По завершении конструкторской деятельности дети могли презентовать свою модель. Они демонстрировали результат своей работы, рассказывая о самых трудных, легких и интересных сторонах своей деятельности.

После этого детям предлагалось использовать свои постройки в игре, например в качестве предметов заместителей в сюжетно-ролевых играх. На занятиях кружка мы учились работать по образцу, по условию, по замыслу, после чего дети могли перенести свои знания и умения в самостоятельную деятельность как в группе, так и на улице (конструирование из снега, песка).

В процессе совместной деятельности дети учились не только работать с различным материалом, но и взаимодействовать друг с другом. Очень большое значение имеет сотрудничество детей во время занятий. Оно не только способствует лучшему усвоению учебного материала, освоению навыков, но и вносит неоценимый вклад в развитие таких личностных качеств, как адекватная самооценка, открытость, взаимопонимание, доброжелательность, коммуникативность.

Конструкторские способности детей дошкольного возраста будут развиваться более эффективно, если создать определенные условия для осуществления игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В связи с этим я стала проводить с детьми проектную деятельность. Те проекты, в которых смогли бы закрепить полученные знания конструктивной деятельности, но и имели возможности узнавать больше об окружающем мире.

Первый проект «Загадочный космос», приуроченный ко Дню Космонавтикия провела со старшей группой. Целью его было приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком космического пространства. В процессе реализации данного проекта мы с детьми узнали о Вселенной, планетах, о космонавтах. Мы конструировали ракеты, кометы из разных материалов: из бумаги, магнитного конструктора, Лего конструктора. Создали коллективную работу макет Вселенной. Во время проекта были привлечены и родители, которые вместе с детьми изготовили поделки на тему космоса. Итоговым мероприятием этого проекта стало открытое занятие «Космос это здорово!», проведенное совместно с музыкальным руководителем для педагогов.

В предверии Нового года в нашем детском саду был объявлен смотр-конкурс «Подготовка групп к Новогоднему празднику». И здесь нам пригодилось наше конструирование. Мы с детьми начали изготавливать новогодние украшения для группы и ёлочки. Активное участие в этом процессе приняли и родители. Совместными усилиями нам удалось оригинально украсить нашу группу и мы заняли 1 место в конкурсе, чему были безумно рады и дети и родители.

В процессе игровой деятельности детей я заметила, что они имеют поверхостные знания о транспорте, а листая календарь знаменательных событий, я увидела интересную дату День изобретения автомобиля. Что сподвигло меня на создание проекта «Транспорт и истории его возникновения», целью которого стало расширение представлений детей о видах транспорта, а также знакомство с историей его возникновения. Мы беседовали, просматривали презентации на эту тему, играли в сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры. И конечно создавали образы разных видов транспорта из разных материалов и конструкторов. Итоговым стало открытое мероприятие викторина «Знатоки транспорта», на котором дети показали знания, полученные в ходе проектной и кружковой деятельности.

Для повышения степени заинтересованности родителей конструктивной деятельностью я использую активные формы работы. Такие как семинар-практикум, мастер-класс, на которых родители знакомятся с разными материалами для конструирования и современными видами конструкторов, могут поэкспериментировать с деталями и имеют возможность совместно со своими детьми изготовить поделки. Например, на одном из таких мастер-классов мы изготовили парусник из бросового материала. Родители и дети получили огромное удовольствие не только от полученного результата, но и самого процесса изготовления. Именно на таких мероприятиях родители могут наглядно увидеть результативность моей работы с детьми, то чему они научились в области конструирования.

За время работы по направлению конструктивно-модельной деятельности дети научились анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Конструктивно – модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. Замечательно, когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами.

Я очень надеюсь, что знания и умения, полученные в дошкольном детстве пригодятся им в выборе профессии и реализации себя как личности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность
Опубликовано: 22 января 2023 в 23:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческой активности и инициативы у детей дошкольного возраста, через конструктивно-модельную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Морозова (УИ 863720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД