Эля Прудских
Формирование творческой личности посредством мультимедийных технологий в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности посредством мультимедийных
технологий в дошкольных образовательных учреждениях
Аннотация: в данной статье затрагивается актуальная проблема внедрения
мультимедийных технологий в систему дошкольного образования. Авторами
приводится ряд плюсов использования мультимедиа в учебно-воспитательном
процессе с целью развития свободной, творчески мыслящей личности.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, дошкольники, творческие
способности.
Публикация «Формирование творческой личности посредством мультимедийных технологий в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
В силу интерактивного характера современного образовательного
пространства понятие мультимедийные технологии в обучении и воспитании
дошкольников получает с каждым днем все большую положительную оценку.
Мультимедиа с ее уникальной способностью оперативно влиять на расширение
общего кругозора обучающихся, на развитие речи, творческого интеллекта,
самостоятельного мышления и самоконтроля сегодня активно востребована
дошкольными образовательными организациями как универсальный
обучающий или информационный инструмент [3,11].
В процессе развития творческих способностей дошкольников мультимедийная методик имеет ряд своих преимуществ.
Рассмотрим
некоторые из них по порядку.
Во-первых, с помощью электронной наглядности, можно заметно повысить
детский интерес к творческой работе. Сочетание вербальной и наглядно-
чувственной информации способствует мотивации обучающихся. Радость, с
которой воспринимается мультимедиа, как сильная эмоция, побуждает к
действию и облегчает его выполнение [1, 204]. При таких обстоятельствах
посредством мультимедийной технологии формируется один из самых важных
компонентов творчества.
Во-вторых, информационные технологии позволяют создать развивающую
мультимедийную игровую среду, а также множественные проблемные
образовательные ситуации, которые гарантируют условия для улучшения
качества интеллектуального развития дошкольников. Данный показатель очень
важен. Американский психолог и педагог, известный исследователь творчества
Элис Пол Торренс не раз подчеркивал, что именно интеллект служит основной
базой креативности. По его мнению, человек с низким интеллектом никогда не
добьется значительных творческих успехов [2, 240], удача сопутствует креативу-
интеллектуалу – он адаптивный и самореализующийся. Известный русский
писатель Михаил Зощенко тоже придерживался подобной точки зрения и
связывал творческую активность с высоким уровнем интеллектуального
потенциала, рефлексии и саморегуляции. Рецепт его творческого долголетия –
точность, умение рационально планировать жизнедеятельность, порядок и
организация [2, 180].
В-третьих, в силу того, что мультимедиа-продукты воздействуют сразу на
несколько органов чувств, дети при грамотном педагогическом руководстве в
ходе интерактивного обучения получают массу позитивных впечатлений. Это
существенный факт в формировании одаренной личности, поскольку растущему
таланту новые впечатления также необходимы как еда, воздух или вода.
Впечатления подпитывают человека энергией - чем больше их, тем ярче и
интереснее становятся его творческие работы. История знает немало случаев,
когда под воздействием увиденного, услышанного и пережитого создавались
выдающиеся шедевры. К примеру, знаменитые «Картинки с выставки» Модеста
Мусоргского написаны после посещения им выставки своего друга Виктора
Гартмана, «грибные симфонии» чешского композитора Вацлава Ханека
вдохновлены лесными прогулками среди грибниц, в основу известных детских
книг Алана Милна о Винни-Пухе легли впечатления автора от домашних
спектаклей с плюшевыми игрушками и т. д.
К выше изложенному можно добавить следующее. Информационная
емкость мультимедийного компьютера делает его похожим на большую
библиотеку, музей или лабораторию. С мультимедийного экрана дошкольники
видят окружающий мир во всем его разнообразии. Одновременно они
знакомятся с известными людьми и их творческой деятельностью. При этом у
креативных детей наблюдается тенденция к выбору положительного образца для
подражания (авторитет выбирается ими среди тех, чьи творческие успехи
очевидны и отмечены общественностью).
Подражание здесь нельзя рассматривать как отрицательное явление,
поскольку абсолютно творческой самобытности не существует и не может быть.
Человеку всегда необходим кто-то, кто направит его на путь самовыражения.
Подражание возводит индивида на последнюю ступеньку развития
социокультурной среды, оттолкнувшись от которой, он сможет шагнуть дальше
[2, 234]. Поэтому педагоги только поощряют подобное.
От подражания-копирования дети переходят к творческому подражанию.
Здесь происходит первичная идентификация с личностью образца, при которой с повышением уровня освоенности деятельности и снижением числа
подражательных действий развивается подражательная творческая активность. На следующем этапе происходит освобождение от отработанной
индентификации с личностью образца и переход к собственно-творческой фазе.
И в конечном итоге личность обретает независимость мышления и выходит на
путь самостоятельного творчества.
Подводя итог, скажем, что мультимедийные образовательные технологии
являются хорошим подспорьем педагогам для работы с талантливыми детьми.
Они отрывают следующие возможности:
- увеличить спектр детских эмоций, чувств и переживаний;
- развить богатое детское воображение и фантазию, крепкую память,
репродуктивное и продуктивное мышление, творческую активность;
- собирать и объединять большие объемы информации, повышать
эффективность восприятия информации;
- воспитать информационную культуру личности дошкольника;
- создать условия для лучшего и глубокого понимания изучаемого
материала;
- найти оригинальный подход к заданиям творческого характера,
способность принимать нестандартные решения творческих задач;
- повысить творческий потенциал личности.
Мультимедийные технологии успешно используются для формирования
основных элементов повышения уровня творческих способностей
дошкольников : мотивации, интеллекта, вдохновения, творческого подражания,
творческой независимости.
Список литературы
Вилюнас В. Психология эмоций [Текст]/ В. Вилюнас. – Санкт-Петербург:
Питер, 2008 – 496 с.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н. Дружинин.
- Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000 – 368 с.
Жук Ю. А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] : учеб.
пособие: самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук; Сыкт. лесн. ин-т. –
Электрон. дан.
–
Сыктывкар: СЛИ, 2012 - с. 11 Режим доступа: