Наталья Пименова
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Публикация «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности» размещена в разделах
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека—это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность— это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Цель моей работы: развитие творческих способностей через театральную деятельность стала приоритетной в моей профессиональной деятельности.
Поставленную цель реализую через решение следующих задач:
1. Создание условий для развития творческих способностей детей через театральную деятельность.
2. Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.
3. Формирование основных навыков актерского мастерства (умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).
4. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
5. Совершенствование познавательных процессов.
6. Воспитание культуры поведения в театре.
7. Пополнение словарного запаса детей.
8. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления.
Содержание работы по театрализованной деятельности включает в себя : -просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
Ведущей деятельностью ребёнка является игра. Театрализованную игру делят на две группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Существует несколько видов игр-драматизаций дошкольников. -Игры-драматизации с пальчиками.
-Игры-драматизации с куклами бибабо.
-Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
-Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
-Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки.
-Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
-Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран.
-Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего
формирования игры и воображения.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Мастер-класс по пантомиме
Цель. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.
Роли: Солнце, Тучка, Белочка, Ёжик.
Ход непосредственной деятельности.
Сказка «Белочка и Ёжик».
Педагог. А почему бы нам не сыграть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Участниками будут все.
Ярко светило солнце. (Педагог приглашает исполнителя роли Солнца.) Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.
Педагог. Неожиданно подул ветер. (Зрители исполняют роль ветра – дуют). Ветер немного раскачал ветки деревьев.
Педагог. На солнце набежала маленькая тучка.
(Выбегает девочка и заслоняет Солнце.)
Педагог. Ветер подул сильнее, ещё больше раскачивая ветки деревьев. (Дети изображают деревья.)
На полянку выбежала Белочка. (Появляется Белочка.) Она встала на задние лапки и весело замахала пушистым хвостиком. К Белочке подошел Ёжик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил Белочку. В это время на землю упали первые капли дождя. Веселые капельки всё быстрее стали падать на землю. Белочка и Ёжик прижались друг к другу, присели, защищая друг друга лапками.
Но вот снова выглянуло солнце. (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. А друзья отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.
(Белочка и Ёж уходят, машут на прощание лапками.)
Педагог. Мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима — это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.