Наталья Климкина
Формирование выразительности образа природы в рисунках старших дошкольников средствами музыкальных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование выразительности образа природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальных произведени
В настоящее время искусству принадлежит особое место в развитии всех сторон личности ребенка. Поэтому в современных педагогических исследованиях уделяется большое внимание проблеме синтеза искусств. Многие исследователи последних лет работали над проблемой объединения музыки с изобразительной деятельностью в педагогическом процессе дошкольного учреждения (Р. М. Чумичева, С. П. Козырева, Т. С. Комарова, В. В. Домогацких и др.). Они считали, что классическая музыка влияет на такие стороны личности маленького человека, как восприятие и эмоции, а сама художественная деятельность является средой формирования личности ребенка.
Публикация «Формирование выразительности образа природы в рисунках старших дошкольников средствами музыкальных произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главное внимание в педагогических исследованиях уделяется тому, как влияет музыка на ребенка во время прослушивания и то, как он передает свои впечатления от нее в рисунке. Музыка имеет большое значение на занятиях по рисованию, она вызывает у детей позитивное настроение и создает атмосферу для развития воображения. Но не до конца исследованы особенности восприятия музыки детьми и то, как они переносят на лист бумаги полученные впечатления от музыкального произведения. На основании этих противоречий возникает проблема исследования: выявить педагогические условия, необходимые для формирования выразительности образа природы в рисунках старших дошкольников средствами музыки. Решение данной проблемы стало целью моего исследования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень развития цветового и музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
3) Разработать серию занятий, направленных на формирование выразительности образа природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами музыки.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования выразительности образа природы в рисунках старших дошкольников средствами музыкальных произведений разного характера.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать выразительный образ природы в рисунках средствами музыкальных произведений разного характера при следующих условиях:
1. Если педагог будет использовать в работе с детьми специально подобранные образцы музыкальных произведений и изобразительного искусства;
2. Если раскрыть детям взаимосвязь чувственного содержания музыки с передачей ее в цвете;
3. Если организовать творческую деятельность детей в процессе экспериментирования.
Исследование включает в себе три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В задачу констатирующего этапа эксперимента входило выявление уровня развития цветового и музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Этот эксперимент состоял из четырех занятий.
На первом занятии детям предлагалось раскрасить цветок с множеством лепестков. Занятие проводилось для того, чтобы определить, как дети владеют техникой гуаши. Многие дети плохо промывали кисти, не всегда рисовали аккуратно, с цветом работали плохо.
На втором занятии дети «рисовали настроение». Целью этого занятия было определение уровня знания детей об эмоциях человека. Ребятам предлагалось пофантазировать, придумать и нарисовать какое-либо эмоциональное состояние. Мы увидели, что дети знают, какие бывают эмоции, а пытаются рисовать только веселое и грустное настроение.
На третьем занятии детям предлагалось прослушать музыку Ф. Шопена «Ноктюрн ми-бемоль мажор» и музыку В. А. Моцарта «Маленькая ночная серенада. Соль мажор». Проводилась беседа о характере обеих композиций, какое у детей было настроение в момент прослушивания мелодий. Это занятие показало, что у многих детей нет интереса к такой музыке.
На четвертом занятии дети рисовали прослушанную музыку с удовольствием. Но не все дети справились с заданием. Они не могли правильно охарактеризовать и окрасить звучащую музыку. Их рисунки однообразны : круги, волнистые линии, полоски, точки. Все детские работы не развертывались во времени.
На констатирующем эксперименте для характеристики детских рисунков мы использовали следующие критерии:
1. Уровень владения детей техникой гуаши (умение смешивать краски, технические навыки);
2. Способность детей фантазировать на тему «Нарисуй настроение»;
3. Особенности восприятия музыки детьми (устойчивость внимания, разговоры в процессе слушания музыки, заинтересованность детей в слушании музыки);
4. Выразительность образа в рисовании под музыку (композиция, форма, цвет).
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что практически все дети не имеют яркого интереса к классической музыке и поэтому не могут передать выразительный образ в рисунках.
В задачи формирующего эксперимента входило:
- выявление особенностей формирования выразительности образа природы в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами музыки;
- отбор произведений живописи для рассматривания с детьми;
- отбор музыкальных произведений разного характера;
- разработка серий занятий, направленных на формирование выразительности образа природы в рисунках средствами музыки;
- анализ рисунков детей с точки зрения выразительности образа природы.
Эксперимент включал в себя четыре блока: «Краски осени», «Зимняя мелодия», «Музыка весны», «Звуки лета», в каждом из которых была проведена серия занятий: рассматривание картин художников; слушание классической музыки разного характера; рисование под музыку.
Нами было проведено 16 занятий по рисованию музыки, получено 368 рисунков, выполненных в процессе звучания музыки.
Все детские рисунки имеют свои особенности. Почти каждый рисунок изменяется во времени. Также выявлены особенности процесса создания детьми цветовой композиции: быстрое закрашивание листа, создание фона, рисование цветных полос, фигур и пятен. Многие дети использовали сюжетное рисование, где подчеркивали выразительный образ природы. Некоторые ребята смачивали бумагу водой, объясняя, что «на мокром листе очень красиво расплывается краска», накладывали на рисунок много краски, говоря, что «выпуклый рисунок красивее обычного».
Как правило, процесс рисования заканчивался, когда заканчивалась музыка. Но были дети, которые брали еще бумагу и продолжали рисовать дальше. Для того, чтобы получились выразительные работы, ребятам необходимо было составить композицию. Поэтому, при анализе рисунков учитывались и композиционные особенности, проанализировав которые мы увидели, что у каждого ребенка присутствует свой стиль рисования. Это доказывают высказывания детей. Например: «Мне очень нравится рисовать тонкой кисточкой, потому что получается очень аккуратно!» или «Как здорово получается, когда смешиваешь краски!»
Итак, наши наблюдения говорят о том, что музыка влияет на выразительность образа в детских рисунках. Каждая мелодия звучала по-разному. И поэтому рисунки детей представляли собой разное сочетание цветов, характеризующих природу того или иного времени года. Также влияние оказала заинтересованность детей в таких занятиях. Они просили повторить музыку несколько раз, рисовали на 2-3 листах, эмоционально реагировали на звучащую мелодию, а по окончании каждого занятия спрашивали: «А когда мы еще будем рисовать музыку?»
Для точного доказательства гипотезы исследования, был проведен контрольный эксперимент, который включал в себя четыре занятия. Схема проведения этого этапа была такая же, как на констатирующем этапе.
Занятие «Раскрась бабочку» показало нам то, что дети очень хорошо стали владеть кистью, умеют смешивать цвета, повысилась аккуратность и внимательность.
Рисование настроений и беседа с детьми по рисункам показали нам, что дети очень заинтересовались передачей эмоционального состояния человека цветом. Ребята чувствуют и умело изображают свое настроение в рисунке.
Результат слушания музыки показал, что дети очень внимательно слушают звуки мелодии, не переключаются на другие виды деятельности. После звучания композиции просили повторить ее еще раз, а некоторые дети слушали музыку с закрытыми глазами. Это говорит о том, что у детей появился интерес к классической музыке.
Занятие «Нарисуй музыку» проводилось под классические композиции на тему природы : Р. Шуман «Май, милый май» и Л. Бетховен 6-ая симфония, «Гроза». Ребята умело подобрали все краски цветов, которые они считают подходящими для изображения этих двух мелодий. Все детские работы разные и индивидуальные. Каждый из детей «нарисовал» музыку так, как ее услышал и почувствовал. Все рисунки не несут в себе однообразия. Рисуя под музыку Р. Шумана «Май, милый май», практически все дети изобразили этот весенний месяц яркими и теплыми красками, предварительно «заливая» фон для рисунка. Музыка Л. Бетховена «Гроза» навивала детям состояние тревожности и страха и поэтому краски в их рисунках были противоположны краскам в музыке Р. Шумана «Май, милый май». Эти работы были нарисованы с использованием темных красок с холодными оттенками. Это говорит о том, что дети очень хорошо научились понимать и чувствовать музыку, передавая ее соответствующими красками на листе бумаги.
На контрольном эксперименте для характеристики детских рисунков мы использовали такие же критерии, как и на констатирующем эксперименте.
Выявленные показатели позволяют говорить о том, что данная методика эффективна в качестве дополнения к музыкальным занятиям и рисованию, так как способствует развитию умения слушать музыку, «окрашивать» ее в цвет, создавая выразительные образы, обогащать свой эмоциональный опыт.
Если в самом начале эксперимента дети плохо работали с гуашью, не имели опыта слушания классической музыки, не умели передавать в красках свое эмоциональное состояние и не могли рисовать выразительные рисунки, то к концу формирующего этапа эти показатели изменились в лучшую сторону.
Наша экспериментальная работа способствовала формированию у детей выразительного образа в рисунках, появлению интереса к таким занятиям и желания слушать музыку.
Таким образом, приобщение детей к классической музыке развивает вкус, интерес, эмоции, а «рисование» музыки оставляет в душе каждого ребенка яркие впечатления и углубляет отклик на произведения высокого искусства.