Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования

Оксана Красильникова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования

Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время.

В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Дети должны усвоить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование.

Что же такое модель и моделирование?

Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщённым отражением явления.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Цель использования технологий моделирования в формировании экологической культуры у дошкольников – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста различных технологий моделирования позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты;

- наглядно увидеть и понять связи, зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

При формировании у детей экологической культуры применяются различные виды моделирования:

- Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции.

- Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д.

-Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня.

Существует определенный алгоритм обучения моделированию:

1. Воспитатель предлагает описать объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими, например составить описательный рассказ о каком- либо животном (название, внешний вид, среда обитания, особенности и т. д.)

2. Организует сравнение двух объектов между собой (учить определению признаков сходств и различий)

3. Постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов. Детям предлагаются картинки разных животных. Необходимо при помощи моделей найти определенное животное.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

В результате освоения детьми дошкольного возраста различных технологий моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-yekologija_avknj.pptx | 18591,01 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Инновационный педагогический опыт «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Инновационный педагогический опыт: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях- из детства.

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни. Д. Родович Жизненный.

Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» Карелина Лариса Юрьевна ОПЫТ РАБОТЫ Использование.

План самообразования воспитателя «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Цель: Повышение уровня теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования
Опубликовано: 12 марта 2018 в 14:54
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о длительных наблюдениях за муравьями на прогулке
Цели: - продолжать развивать у детей познавательные интересы, любознательность; - побуждать к совместной поисковой деятельности; - формировать у...
Конспект осенней прогулки «Здравствуй, осень золотая»
Прогулка. «ЗДРАВСТВУЙ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» Цели : продолжать знакомить детей с растительностью на территории детского сада, находить изменения связанные со...
Сценарий патриотической праздничной программы для школьников «Не для войны рождаются...
Сценарий патриотической программы для школьников «Не для войны рождаются солдаты» 19. 03. 2018. 11. 00 Звучат Фанфары на начало. Голос за кулисами Служу...
Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори Добро»
Сценарий праздника для школьников младших классов «Твори Добро» 8. 06. 2018. Ведущие 1. – Шакирова Алевтина - Школьница. 2. - Андрей Долгомиров – Учитель...
Сценарий новогоднего праздника  «Щелкунчик» в подготовительной группе
«Щелкунчик» подготовительная группа Дети входят под «вальс цветов» танцуя, останавливаются перед елкой ( звучит Чайковский «рождественская елка! »)...