Получи документы

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр

Любовь Барабанова
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр

Актуальность работы. Современных условиям данного вопроса возрастает отношения коммуникативной компетентности окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит общения, доброжелательности, доброты, речевой культуры во взаимоотношениях детей. В нынешнее время лучший друг для ребёнка – это компьютер и телевизор, а любимая игра – компьютерная игра или просмотр мультиков. Дети стали меньше общаться не только с родителями, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общения раскрашивает яркими красками жизнь детей.

Публикация «Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Новизна и практическая значимость состоит в разработке системы игровых занятий по данному направлению работы в ДОО и возможности, методические рекомендации для педагогов ДОО и родителям будут использованы в практике обучения и воспитания дошкольников.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эффективное развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр возможно при следующих педагогических условиях:

- создавать развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую коммуникативную деятельность детей в сюжетно-ролевой игре детей, обогатить предметно-пространственную среду в группе сюжетно-ролевыми играми, отображающими социальную;

- разработать содержание работы учётом создания ситуаций достижения детьми собственных целей общения, взаимодействия с учётом особенностей партнёра по общению во время сюжетно-ролевых игр;

- активно вовлекать родителей в совместную деятельность в развитии коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Коммуникативная компетентность – это готовность и способность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и другие.

Согласно толковому словарю Д. И. Ушакова компетентность – это авторитетность источника, его осведомленность.

Игровое общение является необходимым условием существования детей среди людей и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником возрастного развития. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. В ранее существовавшей практике дошкольных учреждений воспитание детей в сюжетно-ролевой игре определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами, методы воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка – убеждение, внушение, беседа (Е. А. Аркин, В. А. Бачинин, Д. В. Менджеритская, А. П. Усова, Т. А. Макаровой идр.).

Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания работы педагогов ДОО по организации сюжетно-ролевых игр должны стать показатели коммуникативной компетентности ребенка. Данная игра коммуникативна по своему содержанию, по своей природе, так как возникает из условий жизни ребенка. В этом виде игры современными детьми воссоздаются отношения между людьми. Исходя из этого требует изучения влияние сюжетно-ролевой игры как средства благоприятного развития у детей развития коммуникативной компетентности, что в современной педагогике обеспечено слабее. Поэтому данная проблема требует изучения: соответствующая работа педагогов облегчит детям установление контактов, будет способствовать взаимопониманию между сверстниками в группе.

Понятие «компетентность» связано с термином «компетенция». Коммуникативная компетенция – это базисная характеристика личности дошкольника, важная предпосылка благополучия в социально-личностном развитии. Проблема проявления личности в коммуникативном развитии ребенка – один из важнейших вопросов нашего времени. Эта проблема смыкается с психологической проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики дошкольного образования.

Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание – это то, что составляет сущность игры, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть. Ребенок, входя в игровой образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль.

Эта игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения

В сюжетно-ролевых играх есть возможность формирования таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в обществе. Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных в обществе норм и правил. Именно в ролях, ролевых действиях воплощаются и формируются знания детей о нормах и правила, в том числе и этических, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми. Так, по мнению М. Д. Кривошапкиной, Л. В. Николаевой у детей повышаются возможности саморегуляции поведения в ДОО.

Широко проблема применения сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в программе «Развитие». Программа определяет особенности игрового взаимодействия детей друг с другом, в основе которых лежат определенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками. Это позволяет воспитателю влиять на развитие коммуникативной компетентности детей. Под влиянием таких игр у старших дошкольников появляются такие компетенции :

– ребенок умеет хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,

– ребенок владеет навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера,

– ребенок проявляет чуткость к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого,

– ребенок умеет согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, уметь аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, уметь справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности,

– ребенок умеет регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что социализирующее влияние сюжетно-ролевой игры связано с тем, что она учит детей: строить свои взаимоотношения, взаимодействовать с окружающими людьми; корректировать свое поведение в зависимости от норм и требований социума. У дошкольника в условиях игры появляется способность поставить себя в положение другого, пережить его успехи и неудачи как свои. Эта способность появляется под развивающим влиянием сюжетно-ролевой игры.

Публикации по теме:

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством организации сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 16 апреля 2021 в 10:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД