Получи документы

Консультация «Формирование и развитие в ребёнке стремления помогать»

Самигулина Анна Александровна
Консультация «Формирование и развитие в ребёнке стремления помогать»
▼ Скачать + Заказать документы

Формируем и развиваем в ребёнке стремление помогать

Не секрет, что дети без энтузиазма выполняют домашние обязанности, и при каждом удобном случае отлынивают от них. А кто-то и вовсе не знает, что это такое. Но ситуация не такая безвыходная, как кажется. Если не подавлять активность ребенка, а направлять ее в мирное русло — например, привлекать к выполнению домашних дел, то через некоторое время у вас появится незаменимый помощник. С чего же начать, и как развить в ребенке стремление помогать?

Публикация «Консультация „Формирование и развитие в ребёнке стремления помогать“» размещена в разделах

Когда же начинать?

Чем раньше, тем лучше. Можно назвать два основных признака готовности ребенка стать помощником :

1. Ребенок адекватно реагирует на просьбы (например, если попросить его принести пульт от телевизора, то он сделает именно это);

2. В лексиконе малыша появляется слово «сам».

И как бы вам не хотелось отстранить ребенка, к примеру, от мытья полов, потому что это быстрее сделать самой, помните: подавляя в младшем дошкольном возрасте желание ребенка помогать, можно больше и не дождаться этого порыва.

Что делать?

Сейчас привлекать детей к домашним делам не так просто: в городских семьях быт устроен таким образом, что детская помощь почти не нужна : много техники, приспособлений, и проще обойтись без помощи, чем долго объяснять, что к чему и контролировать процесс. Получается, нет надобности включать ребенка в круг домашних обязанностей. Тем не менее делать это надо. Быт и самостоятельность очень связаны. Отсутствие же самостоятельности мешает развитию.

Развиваем самостоятельность

Начнем с бытовой самостоятельности — это каждодневные дела по самообслуживанию: убирать игрушки, одеваться/раздеваться, застилать постель, наливать воду в стакан, расставлять на полке книги, подметать крошки на кухне или вытирать после себя воду в ванной. Безусловно, это не всегда будет выполняться с радостью, ведь играть веселее и интереснее.

Чтобы малыш запомнил, что ему нужно делать, придется много-много раз повторять. Сам он ничему не научится, надо НАПОМИНАТЬ, НАСТАИВАТЬ, ПОМОГАТЬ (немного, ПООЩРЯТЬ.

Создавать структуру

Прекрасный возраст для создания структуры и появления первых домашних обязанностей — 3-4 года, когда можно научить раскладывать по местам не только свои вещи, но и предметы в общих зонах: ложки/вилки, кастрюли, упаковки с продуктами, тапочки. Можно привлекать ребенка к раскладыванию покупок по местам: так маленький хозяин или хозяйка будут знать, что где лежит в зоне их досягаемости, и смогут при необходимости эти предметы быстро находить и использовать при сервировке стола, например, или при приготовлении ужина с мамой. Так же дети, зная, что и где лежит, будут быстро одеваться на прогулку.

Важный момент: дети учатся медленно, и для того, чтобы усвоить навыки самостоятельности и наведения порядка, потребуется от трех месяцев до полугода, если делать это ежедневно! Если у родителей не хватает терпения и настойчивости, то дела не становятся каждодневными, то есть не будут обязательными.

Мы сейчас говорим о детях 3-4 лет, и если ваш ребенок старше, допустим, ему 7-9 лет, то домашние обязанности для него так же начинаются с самообслуживания и создания структуры (порядка).

Если ребенок хорошо ориентируется в доме, знает, что где лежит, привык к порядку, то его каждодневное участие в бытовых вопросах будет побуждать его складывать вещи по местам и поддерживать порядок.

Детская мотивация: как работает и откуда берется?

Делать вместе

Не секрет, что у родителей очень много дел, поэтому делать их надо максимально быстро, что мешает брать детей в помощники. Тем не менее, не надо отгонять от себя ребенка, а стараться вовлекать его в работу, например, доверить полить цветы, предварительно проинструктировав, или вытереть пыль, навести порядок в шкафу и так далее.

Так вы сможете не только делать домашние дела, но и параллельно общаться, а он не будет ходить за вами и жаловаться на скуку.

Если родители будут делать за ребенка то, что ему неудобно, грязно, долго, то список его домашних дел никогда не вырастет.

Поощрять за помощь

Любые успешные дела ребенка, а также приложенные им усилия, должны быть отмечены. Это могут быть ласковые слова «какой ты молодец», «солнышко», поглаживание по голове, поцелуи, крики «ура» и т. д. Дети стремятся повторять действия, за которые их хвалят.

Создавать игровые ситуации

Бывают моменты, когда малыш не хочет что-либо делать: нет настроения, желания, и тогда выручит игра. Например, устройте соревнование, кто быстрее застелет кровать, или кто быстрее протрет пыль в своей комнате.

Подавать пример

Дети копируют поведение взрослых. Детские «не могу» и «не хочу» могут быть воспроизведением диалогов взрослых. Хотите, чтобы ребенок помогал вам — не отказывайте в его присутствии в помощи другим членам семьи, а в случае отказа всегда объясняйте, почему вы не смогли помочь.

Использовать воспитательный материал

Смотрите и обсуждайте мультфильмы, где герои кому-то помогают, читайте ребенку тематические стихи или рассказы, придумывайте сказки, например, о маминой помощнице, и тогда развитие ребенка в этом направлении будет идти значительно быстрее.

Чего делать не стоит…

Иногда родители слишком рьяно вводят домашние обязанности и строго относятся к этому процессу. Психологи рекомендуют не допускать некоторых моментов.

Использовать домашние дела в качестве наказания

Бытовые обязанности не должны ассоциироваться у ребенка с негативными эмоциями и наказанием, иначе у него сформируется негативная установка на работу, преодолеть которую будет очень сложно.

Делать слишком много замечаний

Критиковать нужно аккуратно. Сначала похвалите ребенка, а только потом скажите, как сделать лучше. К примеру: «Какой у меня замечательный помощник вырос. Теперь на кухне у нас всегда будет чисто и красиво! Только надо еще вымести сор из угла и из-под стула». Так и ребенок будет доволен, и вы.

Переделывать работу при ребенке

Мало кому приятно видеть, как переделывают только что сделанную тобой работу. Старайтесь указывать на недочеты тактично, а исправлять их либо вместе, либо когда ребенок этого не видит.

Как и любое обучение, обретение бытовых навыков и помощь по хозяйству требуют много сил, времени, изобретательности и любви, но оно того стоит!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

«Разбуди в ребёнке волшебника!» Мастер-класс по рисованию в технике ниткографии«Разбуди в ребёнке волшебника!» Мастер-класс по рисованию в технике ниткографии Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами моей любимой темой нетрадиционного рисования – ниткографией. Я думаю, что, несомненно, она.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке»Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке» Конспект родительского собрания "Что я знаю о своём ребёнке?" Форма проведения: путешествие по стране Воспитания. Участники: родители,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование и развитие в ребёнке стремления помогать»
Опубликовано: 24 января 2023 в 10:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование и развитие в ребёнке стремления помогать»» (включая файлы) размещена пользователем Самигулина Анна Александровна (УИ 2521825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД