МААМ-картинки

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Марина Кошкина
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

МИНСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБСУСО МО " Яхромский детский дом интернат для умственно отсталых

детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными

возможностями здоровья

Воспитатель: Кошкина М. А.

Яхрома

2019г

Публикация «Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.

Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников образовательного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей : повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач :

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

• Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

• Неприятие личности ребенка;

• Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

• Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы :

1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ

2. Поддержка и повышение социального статуса семей

3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей

5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, информирующие родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребё нка в семье:

-беседы (коллективные и индивидуальные);

- анкетирование (знакомство, как играть с ребенком, увлечения ребенка);

-консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные);

-рекомендации;

-родительские собрания в форме : «круглых столов», «педагогической гостиной»;

- наглядное информационное обеспечение (стенды, подбор детских работ, выставки, фото)

- праздники и дни открытых дверей;

Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

В результате комплексной работы с воспттателями, психологами, социальными работниками, медицинским персоналом постепенно формируется активная родительская позиция, укрепляется взаимодействие и сотрудничество детского дома и семьи, повышается родительская компетентность.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Литература

1. Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком» : психологическая и социальная помощь. Вестник практической психологии образовании №4 (17, октябрь-декабрь, 2008.

2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии. СПб., 2006.

3. Сорокин В. М. Специальная психология. СПб., 2003.

4. Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М. : 1999

5. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта», СПб., 2005

6. Шмидт В. Р. Психологическая помощь родителям и детям : тренинговые программы. М. : Творческий Центр «Сфера», 2007.

7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития. Пособие для педагогов-психологов. М. : Владос, 2008.

Перспективный план работы с родителями

в 4 семейной группе на 2019 - 2020 уч. год

Формы работы

Время проведения Название мероприятия Цель проведения

Индивидуальные беседы

Сентябрь Как помочь ребенку преодолеть страх перед началом учебного года

Активизировать внимание родителей и лиц их заменяющих к жизни детей

Тестирование

Октябрь

Знаете ли вы своего ребенка

Обеспечение преемственности в работе

Консультация

Октябрь

Правильное хранение

вещей Пропоганда ЗОЖ

Влияние правильного хранения вещей на здоровый образ жизни

Индивидуальные беседы

Ноябрь-

декабрь Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д/д и дома.

Заполнение

анкет

декабрь Как вы играете с ребенком Уточнить умения общения: ребенок и взрослый

Наглядность

Утренник, посвященный празднику Нового Года Привлечь родителей к участию в празднике.

Беседа

Январь Как правильно играть с детьми Познакомить детей с методикой проведения игр для детей с ОВЗ

Беседа - практикум

Февраль

Особенности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ Помочь родителям в воспитании и развитии своего ребенка

Наглядность

Март Изготовление поздравительных открыток для мам

Развитие позитивных отношений между родителями и детьми

Консультация

Март

Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей

Родительское собрание

Апрель Динамика развития познавательных способностей ребенка Дать расширенное представление родителям о достижениях каждого воспитанника. Обратить внимание на сложности.

Практическая помощь

Апрель

Привлечь родителей для участия в совместном субботнике по уборке детской площадки Прививать навыки и умения в организации совместного труда: ребенок - родитель

Наглядность

Май

Ознакомление с выставкой рисунков к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ.

Консультация

Май Как с целью провести время во время летнего отдыха Привлечь к здоровому образу жизни

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 31 января 2020 в 11:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД