Любовь Каконашвили
Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»
Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Публикация «Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах
С родителями, в частности, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
В нашем МБДОУ наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы в вестибюле оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместили для воспитателей и родителей:
• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;
• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т. д.
Эффективность работы по безопасности жизнедеятельности c родителями в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Мы по данному направлению деятельности уделяем внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.
Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.
Данная работа ведется через :
- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
Дважды в году проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.
Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
Итак, рассмотрим основные формы работы с родителями, с детьми, с педагогами.
Работа с педагогами : анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.
Работа с детьми : занятия, конкурсы детских рисунков, праздники и развлечения, соревнования, целевые прогулки и экскурсии, наблюдения, подвижные и дидактические, сюжетно - ролевые и театрализованные игры, составление коллажей, панно, сочинение историй и описывание их в детских книжечках, беседы, чтение художественной литературы, познавательные викторины, моделирование и анализ заданных ситуаций, минутки безопасности (катание на велосипеде, проведение тематических недель, диагностика, драматизации по сказкам
Работа с родителями : анкетирование, совместные выставки с детьми рисунков, поделок, родительские собрания, дни открытых дверей, совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами, помощь родителей в организации развивающей среды, просветительская деятельность (выпуск брошюр, папок-передвижек, плакатов).
Формы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
групповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Индивидуальные
подгрупповые
• Совместные действия
• Наблюдения
• Беседа
• Чтение
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач
• Экспериментирование • Совместные действия
• Наблюдения
• Беседа
• Чтение
• Рассматривание
• Игра
• Проектная деятельность
• Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
Реализация образовательной области «Безопасность» в различных формах деятельности.
Разделы (задачи, блоки) Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей
I. Бережем свое здоровье
II. Безопасный отдых на природе
III. Безопасность на дорогах города
IV. Семейное благополучие Объяснение, напоминание,
Тематический досуг, упражнения, тренинги, рассматривание иллюстраций, игра Беседы, обучение,
Упражнения, объяснение, напоминания,
Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций Беседы, обучение,
Упражнения, объяснение, напоминания,
Рассказ, творческие задания, дидактические игры, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций Беседы, личный пример, ситуативное обучение, рассказ, чтение, объяснение, напоминание, упражнение, тренинг. Творческие задания