Ветчинкина Галина
Формы взаимодействия с родителями детей-инвалидов в условиях отделения дневного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Отделение дневного пребывания работает на базе нашего учреждения с детьми-инвалидами около 9 лет. В настоящее время это структурное подразделение посещают более 60 детей со сложной структурой дефекта, которые проживают в семьях.
Одним из главных направлений деятельности отделения является целенаправленное и конструктивное взаимодействие с родителями, с целью повышения их педагогической и правовой компетентности, преодоления изолированности таких семей. При этом используются разнообразные индивидуальные формы работы :
Публикация «Формы взаимодействия с родителями детей-инвалидов в условиях отделения дневного пребывания» размещена в разделах
• Домашнее визитирование (выезд специалистов на дом) позволяет узнать условия воспитания и развития каждого ребенка, о предстоящем визите родители всегда предупреждаются заранее.
• При возникновении каких-либо вопросов у родителей специалисты во время
индивидуальной беседы дадут квалифицированный ответ, если необходимо проведут тематическую консультацию. Главная задача индивидуального консультирования – дать родителям более глубокое, объективное представление о проблемах ребенка, его личностных особенностях, определить приоритетные направления его развития, которыми им предстоит заниматься в тесном контакте со специалистами.
• «Родительская почта» (имеется во всех группах отделения) помогает выявить потребности родителей каждой группы, учесть их пожелания, дает возможность высказать им свои предложения.
• Также ежедневно родители могут контактировать со специалистами с помощью «Горячей линии», которая служит для сообщений и быстрого разрешения возникших затруднений.
Групповые формы работы с родителями включают :
• Анкетирование (или опрос) позволяет выявить потребности, интересы и запросы
родителей детей-инвалидов, уровень их педагогической и правовой грамотности, отношение к работе отделения.
• Очень нравится родителям такая форма активного взаимодействия, как «Семинар-практикум», целью проведения таких семинаров является практическая помощь родителям в усвоении педагогических умений и навыков коррекционно-воспитательной работы с ребенком, при этом имеется в виду решение проблем его социализации. Каждый семинар является тренировкой в системе «родитель - социальный педагог своего ребенка».
• В каждой группе оформлен "Уголок для родителей", в них имеются:
информационная папка, постоянно обновляются буклеты и памятки, стендовые консультации, а также вывешиваются работы детей и поздравления и текущие объявления.
• Открылась и работает арт-терапевтическая студия, в которой обученные специалисты проводят индивидуальные и подгрупповые занятий для родителей с детьми.
Коллективные формы это :
• «Родительские собрания», где выступают специалисты, обсуждаются текущие и организационные вопросы отделения, выступают врачи-специалисты, юрист, и др. Для каждого общего собрания оформляется видеопрезентация «Наши успехи и достижения», где родители смогут увидеть своего ребенка на занятиях, в режимные моменты, на праздниках, и т. д.
• На заседание "Круглого стола" приглашаются все желающие родители и выступают родители, выразившие желание участвовать в обсуждении, обмениваться своим положительным педагогическом опытом. Тематика такого мероприятия посвящается рассмотрению психолого-педагогических особенностей детей с ОВЗ, относящихся к разным клиническим группам, перспективным направлениям их развития и обучения.
• В течение каждого года проводятся разнообразные культурно-досуговые
мероприятия: праздники, развлечения, спортивные досуги, конкурсы, организуются
фотовыставки и творческие выставки детских работ.
• Родители совместно с педагогами отделения дневного пребывания принимают участие в мероприятиях различной направленности: субботниках, тематических праздниках, экологических акциях, экскурсиях, посещениях музеев и детских театров.
• Родители с активной жизненной позицией участвуют в работе Родительского совета, который ежегодно составляет план совместных действий по оказанию помощи семьям, организует обмен опытом воспитания, помогает в проведении совместных праздничных, трудовых и оздоровительных мероприятий.
Таким образом, тесное взаимодействие специалистов отделения дневного пребывания с семьями воспитанников помогает родителям расширить свои социальные, правовые, педагогические знания, овладеть практическими навыками и умениями в развитии и обучении своих детей, что позволяет им повысить эффективность семейного воспитания. Родители из пассивных наблюдателей становятся активными участниками воспитания и обучения своих детей, а семьи преодолевают совместными усилиями изолированность и включаются в коррекционно - педагогический процесс.