Лучший педагог года

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта

Наталья Сидорова Бондарева
Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта

Часть 1. Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта

Ритуал приветствия

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:

-Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Здравствуй, солнце золотое! (Руками над головой описать большой круг).

Здравствуй, свежий ветерок! (Руки в стороны).

Здравствуй, маленький цветок! (Плавно опустить руки на ковер).

Здравствуй, милый мой дружок! (Педагог пожимает руку каждому ребенку).

Публикация «Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

Игровое упражнение «Иди ко мне»

Цель: формирование эмоционального контакта с воспитателем.

Ход игры : Воспитатель отходит от детей на несколько шагов и манит к себе одного ребёнка, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой (я) хороший (ая).» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой (ая) ко мне хороший (ая) (имя ребёнка) пришёл (пришла).» Игра повторяется с другим ребёнком. [4]

Игровое упражнение «Пришёл Петрушка»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры : Воспитатель приносит Петрушку, рассматривая его и привлекая к нему внимание детей, проговаривая:

-Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл?

Это Петрушка к нам в гости зашёл!

Вы посмотрите, какой яркий наряд! (показывает на одежду)

С вами Петрушка играть очень рад!

Петрушка гремит погремушкой, потом раздаё т погремушки всем детям и говорит:

- Я не знаю, как играть?

Кто мне сможет подсказать?

Вы, ребята, подскажите,

Играть в это (показывает на погремушку) научите!

Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками и радуются.

Часть 2. Обоснование выбора методов и приёмов организации и проведения игры на общение, установление психологического контакта с детьми с нарушениями интеллекта; с указанием, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности

Установление психологического контакта – важный компонент социально-коммуникативного развития. Если говорить о детях с нарушениями интеллекта, то для них это важно во много раз сильнее. Из-за различных трудностей (в том числе – речи, таким детям сложно установить контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому педагогу очень важно создать условия, способствующие установлению контакта, а также создать условия для поддержания состояния психологического комфорта каждого ребёнка, сформировать чувство доверия к окружающим. Педагогу необходимо выделить каждого ребёнка из группы детей и использовать сугубо индивидуальные формы взаимодействия взрослого с ребёнком. Также необходимо уметь применять различные виды деятельности с включением двигательного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций и голосового модулирования. Для этого хорошо подходят потешки, прибаутки, дидактические игры, упражнения. При этом необходимо использовать различные виды тактильного контакта (обнимания, поглаживания, похлопывание по спине) в сочетании с ласковым произнесением имени ребёнка и зрительным контактом. [7]

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребёнка с нарушениями интеллекта обучение общению представляет большую значимость. С такими детьми нужно всё время общаться, развивая наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

Всё это поможет в формировании первоначальных представлений о себе, что будет способствовать появлению адекватных форм взаимодействия ребёнка с близкими и со сверстниками.

Ритуал приветствия. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. В данном случае рассматриваем рефлексию в начале занятия на установление положительных эмоций и хорошего настроения. Дети садятся на ковре вместе с воспитателем, желательно в круг. Дети, глядя на педагога, будут подражать его движениям рук, а со временем, повторять, проговаривать слова приветствия. Особой подготовки педагогу не требуется.

Игровое упражнение «Иди ко мне» помогает в формировании эмоционального контакта с воспитателем. В ходе игры используются вышеописанные методы установления контакта. Подготовка педагога в этой игре состоит в том, чтобы наиболее точно определить особенность каждого ребёнка и его эмоциональную готовность к отклику на призыв подойти. Кроме того, необходимо правильно определить и занять пространственную дистанцию для комфортного установления первоначального контакта (в период адаптации). Стоит учесть, что ребёнка могут спугнуть громкий голос, резкие движения, пристальный взгляд, излишняя активность, настойчивость и суетливость взрослого. В ходе этой игры можно использовать маленькие комплименты («Какое у тебя красивое платье!», «Какая у тебя яркая рубашка!» и т. д.).

Игровое упражнение «Пришёл Петрушка» помогает формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам. В упражнении использован «предмет-контактёр», что способствует эффективному установлению эмоционального контакта. Педагог должен подготовить необходимые атрибуты (Петрушку и погремушки, а в ходе игры используется позиция «равного партнёра», где «предмет-контактёр» просит детей научить его играть погремушкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : (Олигофренопедагогика) : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова;

2. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учеб. пособие для СПО/ Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 176с. – ( Серия: Профессиональное образование);

3. Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Новая школа, 1996. - 80 с. ;

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с: ил. ;

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М. : Просвещение, Владос, 1995.;

6. Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах». - МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», 2017.;

7. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Методические рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». – М. : Изд. «Просвещение», 2005.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей в группе для детей с нарушениями зрения «Игры, которые лечат» МБОУ «СШ №2 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад №6 «Искорка» «Игры, которые лечат». Семинар - практикум для родителей.

Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта «Особенности игровой деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта» Актуальность исследования. Оказание своевременной психолого-педагогической.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта с обоснованием выбора Ритуал приветствия Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: -Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Консультация для молодого специалиста «Установление и поддержание контакта с родителями» Консультация для молодого специалиста "Установление и поддержание контакта с родителями"Воспитатель: Рамазанова Лида Абдуллаевна Центра.

Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности Методика развития личности ребенка с нарушениями интеллекта средствами изодеятельности 1. Эмоциональное развитие Все мы знаем, что рисование.

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зренияНетрадиционные дидактические игры для детей с нарушениями зрения Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта» Специальное (коррекционное) образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам.

Развивающие игры для детей с нарушениями зрения своими рукамиРазвивающие игры для детей с нарушениями зрения своими руками Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 7 июня 2019 в 16:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД