Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы»

Фролова татьяна Борисовна
Опыт работы «Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы»

Фролова Татьяна Борисовна

старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 1 «Светлячок»

г. Семёнов

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ

Аннотация. Раскрыты разные формы и методы организации эколого-оздоровительной работы со старшими дошкольниками. Представлен ряд мероприятий, позволяющих разносторонне развивать ребенка-дошкольника и решать не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствовать экологические знания, двигательные и физические качества детей.

Публикация «Опыт работы „Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы“» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, дошкольный туризм, экскурсии, походы, краеведческий принцип, физкультурно-оздоровительная работа.

В 2014 году российское дошкольное образование открыло новую эпоху в истории своего развития. В правовых документах, определяющих государственную политику в сфере образования, обозначены такие приоритетные задачи: воспитание патриотизма, формирование целостного гармоничного мировоззрения личности. Важнейшей задачей экологического образования является воспитание экологически культурной личности, осознающей последствия своих действий и наделённой чувством ответственности за своё поведение перед природой, современниками и потомками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно-ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами.

Традиционно построенная работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста предусматривала формирование у детей знаний о мире природы, формирование умений и навыков взаимодействия с природой, т. е. по уходу за объектами природы, и формирование отношения к природе, что соответствует ФГОС ДО.

Среди технологических приёмов, методик и форм организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ по интенсивности воздействия туристическая деятельность занимает особое место. Большая значимость пешеходных прогулок за территорию детского сада, простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечена во многих исследованиях (В. Я. Лыкова, Л. В. Карманова, Г. В. Шалыгина, Н. И. Бочарова). Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигатель-ной деятельности старших дошкольников. В ходе данной работы решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, развивается любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми, устанавливается активное сотрудничество с родителями.

Анализ педагогической литературы, изучение практического опыта показали, что вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих совершенствовать двигательную сферу ребёнка, формировать его личностные качества, расширять информацию об окружающей жизни, не заняли ещё должного места в физическом воспитании дошкольников. Мы полагаем, это связано с тем, что не разработана система использования средств туризма, отсутствуют организационно-методические подходы, позволяющие педагогам применять их в работе с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения. А краеведческий принцип является основополагающим при ознакомлении детей с окружающей действительностью. Ознакомление детей с родным краем, его природой, культурой, традициями, бытом стимулирует развитие у детей гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине.

Именно это предопределило выбор темы нашей дальнейшей деятельности – «Формирование представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни через эколого-туристические походы».

Основная идея нашей работы заключается в том, чтобы сформировать и развить у старших дошкольников здоровый образ жизни как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Суть инициативы заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, направленную на формирование и развитие здорового образа жизни дошкольников через эколого-туристические походы.

Цель - организация воспитательно-образовательного процесса с учетом цели и задач инновационной деятельности, т. е. проведение практической деятельности с педагогами и детьми в рамках обозначенной темы.

Задачи:

- разработка программы и перспективного планирования для проведения образовательной деятельности с детьми;

- участие в районных и региональных мероприятиях по проблеме эколого-оздоровительного воспитания дошкольников;

- оказание консультативной помощи педагогам и родителям по теме;

- оформление результатов деятельности.

В процессе экологического воспитания человек рассматривается как часть природы, без взаимодействия с которой не возможна его жизнь. Объединив мир окружающей природы и мир движений ребенка, мы разработали ряд мероприятий, позволяющих разносторонне развивать ребенка-дошкольника и решать не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствовать двигательные и физические качества детей.

Основной формой двигательной деятельности в природе мы избрали дошкольный туризм, а основным принципом в работе – краеведческий.

Дошкольный туризм, как особый вид деятельности, предусматривает разные организационные формы : туристическая поездка (путешествие по туристско-экскурсионному маршруту с использованием транспорта) и туристическая прогулка (активный способ передвижения по маршруту).

Обе формы активно использовались в работе с детьми.

В ДОУ созданы все условия для активных занятий детей спортом и элементарным туризмом:

- воспитателями организуется физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность один раз в неделю, в специально оборудованном физкультурном зале, и на спортивной площадке, раз в месяц проводится спортивный досуг;

- по программе взаимодействия с ГУ ФОК «Арена», под руководством опытного тренера, проводятся еженедельные занятия гимнастикой и аэробикой в спортивный зал ФОКа;

- заключён договор с МБУ дополнительного образования Семёновской детско-юношеской спортивной школой № 1 (лыжной базой) с целью сотрудничества с тренерским составом педагогов для проведения на базе школы тренировочных занятий с детьми подготовительной группы по обучению бегу на лыжах. Согласно программе «Лыжные гонки», дети один раз в неделю занимаются с тренером спортивной школы Пименовой Людмилой Александровной. В осенний период это подготовительные занятия на спортивной площадке и спортивном зале. В зимний период дети занимаются на лыжной трассе стадиона спортивной школы, где проходят практические занятия по бегу на лыжах. Весной, пока позволяет снежный покров, с детьми организуются соревнования и лыжные походы на малые дистанции.

- со старшими дошкольниками, согласно плану, ежемесячно проводятся туристические походы и экскурсии к экологическим и, природоохранным объектам (это экскурсии в парк «Соборный» на берег реки Санохта 4 раза в год, где дети прослеживают сезонные изменения в природе и экосистеме озера и реки; походы на нижнее озеро и прилегающие к ним заливные луга с целью знакомства с экосистемой луга; посещение природного парка «Воскресенское поветлужье» села Владимирское с выходом на озеро Светлояр в осенний и летний период; ежегодный выезд в деревню Улангирь к природоохранному объекту Нижегородской области трёхсотлетней сосне; посещение ключа в деревне Покровское, с выходом на берег реки Керженец; экскурсия на лесосеменную станцию в деревне Осинки).

- с детьми проводят спортивные праздники и дни здоровья, как в спортивном зале, так и на спортивной площадке детского сада;

в детском саду была создана и постоянно поддерживается экологическая тропа, протяженностью 400 метров, разработан паспорт, схема экологической тропы, составлено описание объектов природы экологической тропы;

- проводятся циклы экскурсий-наблюдений за первоцветами (нарциссами, тюльпанами, мускари, ирисами, мать-и-мачехой, одуванчиками, ландышами, елью и др.);

- с детьми ведется работа на детских огородах. Каждое лето производится посев моркови, редиса, петрушки, салатов. Сажаются лук, горох, бобы, рассада помидоров, перцев, кабачков. В течение лета дети и воспитатели ухаживают и наблюдают за ростом и развитием овощных культур;

- разработаны Положения о проведении эколого-оздоровительных акций «Откуда ты росточек?», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Берегите первоцветы» и организована работа по проведению акций;

- постоянно действует выставка детского рисунка «Природа родного края», где дети отражают свои впечатления от увиденного и запомнившегося, а также отношение к живым объектам природы родного края;

- в течение всего года дети старшего и подготовительного возраста посещают историко-художественный музей, где с ними проводятся циклы занятий «Тайны керженского края», «Драгоценное наследие».

С педагогами были проведены следующие консультации:

- «Листок на ладони» - методические рекомендации по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников;

- «Туристические прогулки в детском саду»;

- «Методика организации экологических наблюдений в детском саду».

Собран материал и даны рекомендации к оформлению опыта по эколого-оздоровительной работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитателям данных групп.

По рекомендации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области со старшими дошкольниками был проведён открытый экологический урок «Леса – Земли краса!» о необходимости бережного отношения к природным ресурсам и их сохранении. Воспитателям вручены свидетельства о проведении акции.

Опыт работы на тему «Эколого-туристическая работа со старшими дошкольниками» был представлен на региональной научно-практической конференции «Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического воспитания детей дошкольного возраста» в Нижнем Новгороде.

Проведена работа с родителями воспитанников, способствующая их квалифицированному и инициативному участию в инновационной деятельности. Апробированы новые формы сотрудничества : консультации с мультимедийным сопровождением «Здоровье наших детей», общение на официальном сайте ДОУ, совместные акции «Нам болезни не страшны», ведение портфолио выпускника ДОУ (страничка «Мое здоровье», организована работа библиотеки-передвижки по пропаганде ЗОЖ и т. д. Проведены совместные мероприятия для воспитанников и их родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мой папа - самый лучший». Семьи воспитанников участвовали в мероприятиях выходного дня – «Ура! На лыжню!»

Проведена работа по подтверждению эффективности проведения эколого-оздоровительных мероприятий со старшими дошкольниками.

Для определения результативности, эффективности и качества проведённой работы разработана и в установленные сроки осуществляется комплексная аналитико-диагностическая деятельность, включающая: комплексную оценку состояния здоровья детей; сравнительный анализ заболеваемости; расширенную диагностику уровня физической подготовленности детей. Разработаны индивидуальные карты развития дошкольников для выявления интереса и ценностного отношения детей 5-7 лет к здоровому образу жизни.

Реализация деятельности с использованием средств туризма в физическом воспитании старших дошкольников способствовала тому, что дети показали следующие результаты.

В первую очередь это прирост результатов общей выносливости детей, как важного показателя функциональных возможностей организма ребёнка. 33 ребёнка из 40 обследуемых (72 %) повысили показатели развития выносливости за истекший период.

Результаты развития общей выносливости старших дошкольников

Наблюдение по определению уровня развития выносливости показало, что дети стали способны на длительные пешие, лыжные, саночные прогулки, на многократное повторение двигательных действий, на скоростные подъёмы в гору без признаков усталости.

Также выявлена положительная динамика показателей заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Количество случаев заболеваемости ОРЗ и ОРВИ, в 1,4 раза ниже, чем до начала экспериментальной деятельности. На 2,7 дня в среднем на каждого ребёнка уменьшилась и длительность заболеваний.

Результаты анализа заболеваемости детей представлены в таблице, где первая цифра количество случаев заболеваний ОРЗ и ОРВИ, вторая – количество дней пропущенных детьми по болезни.

Месяц

Группа Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Итого

По итогам работы - - - 4/28 - - 3/19 6/47 6/47 19/141

До начала работы 3/16 3/20 4/37 3/21 - 2/10 5/54 8/50 - 28/208

Проведена диагностика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Обследовано 40 человек: дети старшей и подготовительной групп.

Обследование проводилось по следующим направлениям:

- знания о природе;

- умения и навыки по уходу за живыми объектами;

- отношение к природе.

Результаты обследования

Сформированность навыка Знания о природе Умения и навыки по уходу за живыми объектами Отношение к природе

Сформирован 26 человек

65% 24 человека

60% 25 человек

62%

Частично сформирован 11 человек

27% 13 человек

32% 12 человека

30%

Находится на стадии формирования 3 человека

7% 3 человека

7% 3 человека

7%

У детей появилась устойчивая мотивация к природоохранной деятельности, сформировались экологически ориентированные виды познавательной и трудовой деятельности.

Порадовали успехи детей, демонстрирующие положительную динамику формирования дружеских взаимоотношений. Так наблюдения позволили выявить у воспитанников умения замечать в ходе походов трудное положение товарища, размышлять над тем, как его выручить в трудной ситуации. Если, в начале нашей работе, для детей был важен личный результат, собственный успех, трудное положение товарища почти их не волновало, то к концу года большинство воспитанников стремились оказывать помощь своим друзьям.

Что даёт проделанная работа? Прежде всего, дети стали более выносливыми и адаптивными, познакомились и узнали много нового о природоохранных и экологических объектах родного края. Жизнь в ДОУ стала интересней и богаче. Общение взрослых и детей поднялось на более высокий и качественный уровень.

Всё это позволяет сделать вывод: полученные результаты доказывают эффективность предложенной системы работы по организации туристической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках инновационной деятельности. Мы видим, что решить вопросы всестороннего развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников ДОУ.

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего и дошкольного возраста потребности в ЗОЖ через привитие интереса к физкультуре и спорту "Формирование у детей старшего и дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни через привитие интереса к физкультуре и спорту".

Формирование знаний и представлений о ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста в ДОУФормирование знаний и представлений о ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Формирование знаний и представлений о ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ ЗАДАЧИ: систематизировать материал по формированию.

Опыт работы «Формирование цветовосприятия через дидактические игры у детей раннего возраста» Опыт работы направлен на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета через дидактические игры у детей раннего возраста. Формирование.

Опыт работы «Формирование основ жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» В течение трех лет приоритетным направлением моей деятельности является формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности. Ни для.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном городе» Актуальность Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать.

Опыт работы на эколого-краеведческой тропы с детьми дошкольного возраста Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой,.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений «Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы»
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 15:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД