Приложение МААМ

Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях (7 фото)

Оксана Вячеславовна Макеева
Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях
▼ Скачать + Заказать документы

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :

• Охрана и укрепление здоровья детей

• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств

• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности

• Воспитание потребности в здоровом образе жизни

• Обеспечение физического и психического благополучия.

Публикация «Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях» размещена в разделах

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания:

• рациональный режим,

• питание,

закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Основная цель закаливания – это укрепление здоровья и создание условий для снижения заболеваемости детей, путем использования основных природных факторов (солнце, воздух, вода).

По итогам предыдущих лет значительно выросло число болеющих детей (ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие и т. д.) по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды, гиподинамии т. д. Осенняя погода, сырость способствуют размножению бактерий и вирусов разного рода, а родители «залечивают» своих детей, используя различные лекарства, которые вызывают аллергию и подрывают нормальную работу иммунной системы. Самой эффективной мерой врачи считают закаливание детей дома и в детском саду.

В связи с этим в ГБОУ школа№1359 ДО№3 особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Приемы закаливания детей в условиях ДО№3

1. Утренняя гимнастика

2. Полоскание полости рта после приема

3. Физкультурные занятия

4. Прогулки: дневная и вечерняя с соблюдением оптимального двигательного режима (проведение подвижных игр)

5. Дыхательная гимнастика.

6. Элементы обширного умывания.

7. Рижский метод закаливания.

8. Профилактика плоскостопия.

9. Сон без маек.

10. Физкультурные занятия.

11. Фитотерапия. Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

12. Бассейн.

13. Закаливание воздухом

14. Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:

• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

• Рациональную неперегревающую одежду детей

• Соблюдение режима прогулок во все времена года

Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам

Группы раннего возраста

1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.

2. Утренняя гимнастика – 8.10

3. Постепенное обучение полосканию рта

4. Прогулка: дневная, вечерняя.

5. Оптимальный двигательный режим

6. Фитонциды (лук, чеснок)

7. Сон без маек и подушек

8. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна

9. Закаливание : хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия

2 младшая группа

1. Приём детей на улице (в теплое время года)

2. Утренняя гимнастика в группе 8.15

3. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, полдника

4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

5. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

6. Фитонциды (лук, чеснок)

7. Прогулки: дневная, вечерняя

8. Оптимальный двигательный режим

9. Сон без маек и подушек

10. Дыхательная гимнастика в кровати

11. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)

12. Закаливание : рижский метод закаливания

14. Элементы обширного умывания

Средняя группа

1. Приём детей на улице (при температуре до -15°)

2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака

4. Полоскание полости рта после обеда

5. Физкультурные занятия в зале+ динамический час на прогулке 1 раз в неделю

6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

7. Фитонциды (лук, чеснок)

8. Прогулки: дневная, вечерняя

9. Оптимальный двигательный режим

10. Сон без маек и подушек

11. Дыхательная гимнастика в кроватях

12. Закаливание : рижский метод

13. Обширное умывание, ходьба босиком

14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

Старший дошкольный возраст

1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)

2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)

3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака

4. Полоскание полости рта после обеда

5. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

6. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин

7. Фитонциды (лук, чеснок)

8. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30

9. Оптимальный двигательный режим

10. Сон без маек и подушек

11. Дыхательная гимнастика в кроватях

12. Закаливание : рижский метод

13. Обширное умывание, ходьба босиком

14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы

Некоторые приёмы закаливания

1.«ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ»

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:

«У М Ы В А Й К А»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть;

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть;

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя;

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя;

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед;

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди;

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу ото лба к подбородку;

«Восемь» - ополаскивает руки

«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая;

«Десять» - вытирает руки насухо.

По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.

В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно. Данный метод закаливания можно не проводить в дни занятий в бассейне

2. «ХОЖДЕНИЕ БОСИКОМ»

- технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста. Поэтому мы

проводим её с раннего возраста.

3. СОН БЕЗ МАЕК Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия

4. ПОЛОСКАНИЕ ПОЛОСТИ РТА

Проводится кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи. Является превосходным средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Полоскание рта проводится с 3-4 лет.

Детей 4-5 лет и старше можно приучать к полосканию горла. Ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры является весьма эффективным средством предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.

На каждое полоскание используют примерно 1/2 – 1/3 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох и, запрокинув голову, чтобы вода стекала в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а-а-а-а-а!».

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ПОИГРАЕМ С НОСИКОМ»

Интерпретация и адаптированный вариант методик

спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом, Рекомендуется для детей младшего возраста, может быть использован в работе со старшими детьми. Проводится 2- 3 раза в день.

1. «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик воспитателю.

Игровые упражнения с носиком.

2. «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью воспитателя,

3. «Носик гуляет»

Воспитатель предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох или выход выполняется через нос.

4. «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим пальцем одной руки на крылья носа.

5. «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

6. «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу»

7. «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

8. «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают воспитателю, что их носик вернулся.

6."РИЖСКИЙ" МЕТОД ЗАКАЛИВАНИЯ С МАССАЖЕМ СТОП

Название метода пришло из Прибалтики, где было замечено, что дети, бегающие босиком по прохладной воде и песку Рижского взморья, практически не болеют простудными заболеваниями. Метод давно и широко применяется в дошкольных учреждениях, имеет несколько вариантов.

Для данного метода закаливания используется три дорожки: резиновый коврик с шипами или морские камушки, накрытые пеленкой, смоченной10% раствором поваренной соли. Другая пеленка в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по «Цветной поляне». " Цветная поляна" представляет собой несколько ковриков в виде цветка из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания :

• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров

• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)

• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания

• Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)

7. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ "ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ"

(ПО А. А. УМАНСКОЙ)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.

Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.

Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка

Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.

Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки, то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

8. ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

ПРОВЕТРИВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:

С 1 до 3 лет - +20оС

С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС

Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).

Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.

9. ПРОГУЛКИ – СПОСОБ ЗАКАЛИВАНИЯ ВОЗДУХОМ

Дети в детском саду гуляют 2 раза в день.

"День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья" (Г. Н. Сперанский).

Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку, перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Родителям о закаливании

Проведение родительского собрания на тему «Закаливание детей в условиях ДОУ»

• - письменное согласие родителей на проведение закаливающих процедур

• - письменное разрешение педиатра

• - анкетирование

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ

1. Закаливание воздухом.

Прогулка в любую погоду! (Полезно вспомнить совет одного из старейших педиатров Г. Б. Грецова: «Гулять в любую погоду, кроме особо отвратительной!»).

Следует помнить, что правильная одежда для ребёнка должна предусматривать возможность двигаться. Ребёнок должен вернуться с прогулки с сухими и тёплыми ногами.

Воздушные ванны. При переодевании следует оставлять ребёнка на некоторое время обнажённым, при этом давая ему возможность двигаться. Продолжительность такой ванны определяется реакцией ребёнка (положительной). Ориентируясь на реакцию, можно постепенно, через 2-3 дня или более постепенно. Либо снижать температуру в помещении, в котором проводится воздушная ванна. Либо увеличивать время.

2. Специальное закаливание водой.

Простой и доступной методикой является специальный закаливающий массаж.

I неделя: растирание сухой рукавичкой.

II неделя: растирание влажной рукавичкой смоченной в тёплой воде.

III неделя: растирание влажной рукавичкой с постепенным снижением температуры воды.

IV неделя: растирание массажной щёткой.

После процедуры ребёнка следует одеть в сухое бельё.

Внимание! Темп снижения температуры и применения щётки определяется реакцией ребёнка на процедуру.

Закаливание — это постепенное повышение сопротивляемости организма к изменениям температуры и влажности воздуха, к облучению солнцем. Конкретные рекомендации о закаливании нашего ребенка следует получить у лечащего врача, который знает состояние здоровья малыша, его индивидуальные особенности. Обязательное условие эффективности закаливающих процедур — последовательное и систематическое их проведение.

Известно, что закаленные дети крепче, здоровее незакаленных, реже болеют инфекционными и так называемыми простудными болезнями.

Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях
Основная цель закаливания это укрепление здоровья и создание условий для снижения заболеваемости детей путем использования основных природных факторов солнце воздух вода По итогам предыдущих лет значительно выросло число болеющих детей ОРЗ ОРВИ плоскостопие и т по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды гиподинамии т Самой эффективной мерой врачи считают Закаливание детей закаливание детей дома и в детском саду В связи с этим в ГБОУ школа ДО особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости
Публикации по теме:

Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья.

«Школа для дошколят». Один день из жизни моих малышей в детском саду«Школа для дошколят». Один день из жизни моих малышей в детском саду Добрый день,уважаемые коллеги! Каждый день из жизни ребенка в детском саду – это день полный неповторимых событий, превращений,открытий.

«Школа молодого бойца» в детском саду. Как это было…«Школа молодого бойца» в детском саду. Как это было… Много праздников проходит в нашем детском саду, но этот день ребята ждали с особым волнением и трепетом, готовились, переживали… День.

Мастер-класс на тему «Опыты и игры-эксперименты с детьми в домашних условиях». Медиаресурс для родителей дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сценарий выпускного бала в детском саду «До свидания детский сад, здравствуй школа!» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей (состояние праздника) посредством музыкальной, познавательной и двигательной.

Сценарий выпускного утренника в детском саду: «До свидания, детский сад — здравствуй, школа!» Сценарий выпускного утренника в детском саду : «До свидания, детский сад – здравствуй, школа!» МАДОУ д/с №4 пгт Добринка Липецкой области.

Уголок музыки в домашних условиях Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок любил музыку, понимал и чувствовал её, создайте все условия для этого и чувство благодарности от ребёнка.

Закаливание детей в детском саду Закаливание детей в детском садуВо все времена к закаливанию детей подходили очень серьезно. И следует сказать, что тогда дети сами по себе.

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе закаливание детей в детском саду Современные дети уже с рождения ослаблены и склонны.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях
Опубликовано: 1 октября 2016 в 21:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Закаливание дошкольников в детском саду и домашних условиях» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вячеславовна Макеева (УИ 819067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД