лариса ромашина
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Актуальность проекта
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, разрушают представления о различии мужского и женского пола. Распределение ролей в семье перестали идентифицироваться с половой принадлежностью. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Публикация «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
• Срок реализации: 2018-2019 уч. г.
• Тип проекта: познавательно-исследовательский.
• Состав участников: дети группы №1
• Взаимодействие: воспитатель, дети4-5 лет,родители
Результат проекта: лэпбук «Мальчики и девочки»
Цель проекта:
Создать условия для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
• Способствовать развитию нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков и девочек.
• Организовать специальную предметно-развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учетом гендерных аспектов.
• Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
• Воспитывать любовь и уважение к своей половой принадлежности
• Развивать коммуникативные навыки детей
• Формировать культуру поведения
• Обогащать знания родителей
Этапы проекта:
• Первый этап: целеполагание.
• Второй этап: разработка и реализация проекта.
• Третий этап: заключительный (Создание лэпбука, презентация проекта).
Работа воспитателей по поло-ролевой социализации дошкольников младшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий :
• ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;
• регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;
• системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.
Ожидаемый результат:
• определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
• осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.
Предварительная работа:
• Изучение литературы на данную тему
• Разработка методического материала
• Донести важность данного проекта
• Перспективный план мероприятий
Литература.
1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов
2. Доронова Т. Н.
Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду, «ЛИНКА-ПРЕСС», 2009.
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. Учебная литература, 2008.
4. Лыкова И. А. Играют девочки. Гендерный подход в образовании.
Цветной мир, 2014.
5. Лыкова И. А. Играют мальчики. Гендерный подход в образовании.
Цветной мир, 2014.
6. Соколова С. Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика - № 2,2013г. - с. 14.
7. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста, Сфера, 2006.
Перспективное планирование по гендерному воспитанию в средней группе
Сентябрь
ООД. «Девочки и мальчики»
Задачи:
1. Формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя.
2. Формировать представления о домашних обязанностях мужчин и женщин (девочек и мальчиков).
3. Закреплять умения дифференцировать свою гендерную принадлежность.
4. Учить внимательно слушать педагога и ответы детей, не перебивать.
Игра «За что нам нравятся мальчики (девочки)»
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. Внести иллюстрации с изображением детей для последующего самостоятельного рассматривания цель: способствовать проявлению интереса к сверстниках и о себе.
Д/и «Кто что носит», «Наши причёски», «Мама», «Кем я хочу стать»
С/р игра «Больница»
Цель: Обогащать игровой и социальный опыт детей.
Анкетирование родителей по гендерному воспитанию.
Октябрь
ООД. «Матрёшки танцуют»
Задачи: продолжать учить детей рисовать человека в длинной одежде, изображать одно из танцевальных движений руками; украшать узором корону и сарафан. Упражнять в рисовании лица карандашом. Закрепить различные приё мы рисования красками: всем ворсом, концом кисти мелких деталей, примакиванием.
Игровая обучающая ситуация «Одень Машу (Мишу) на прогулку.
Цель: развивать у детей интерес к совместным играм. Формировать навык последовательного сбора на прогулку.
Хороводная игра «В колокольчик позвони – своё имя назови» цель: способствовать сближению детей, проявлению интереса друг к другу, идентифицировать себя с женским, мужским именем.
Игра-этюд «Поссорились – помирились»
Цель: упражнять в проявлении эмоционального состояния, формировать навык управления своими эмоциями.
Внесение альбома «Чем увлекаются мальчики (девочки)» для самостоятельного рассматривания
Цель: развивать познавательный интерес, познавательную активность; продолжать обогащать детей новыми впечатлениями.
Внести атрибуты для хороводной игры «Кто у нас хороший» для самостоятельной организации.
Цель: поддерживать положительный эмоциональный настой детей.
Консультация для родителей «Гендерное воспитание»
Цель: способствовать осмыслению родителями гендерных стереотипов в нашем обществе. Обратить внимание родителей на проблему гендерного воспитания в семье, выработать определенную точку зрения.
Д/и «Подарок», «Наши мамы, наши папы», «Помощники»
Ноябрь
ООД. «Я-девочка, я-мальчик»
Задачи: Знакомить детей с отличительными признаками девочек и мальчиков (внешний вид, поведение, одежда, голос, движения). Развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас через игровую деятельность, внимание, память. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины.
Моделирование ситуаций «Сделай комплимент»
Цель: формировать у детей умение проявлять внимание друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям противоположного пола.
Чтение детям произведения Бондаренко «Таня и братик»
Цель: закрепить представления детей о родственных связях, об отношениях братьев и сестер, обратить внимание на характерные особенности поведения мальчиков и девочек. Внести атрибута для хороводной игры «Кто у нас хороший» цель: укреплять положительные отношения между детьми, активизировать желание вступать в контакты.
Внести атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» Цель: активизировать игровые действия, способствовать развитию сюжета, продолжать формировать умение распределять роли в игре.
Д/и «Я знаю пять имён», «Кто я в семье?», «Смайлик»
Консультация для родителей «Как воспитывать мальчика»
Цель. Содействовать пониманию социальных ролей мужчина-отец, мальчик-сын
Декабрь
Игровой тренинг «Какие мы нарядные»
Цель: формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на наглядность (отражение в зеркале, формировать чувство уверенности в себе, своих силах.
Предложить детям атрибуты для игры «Отгадай профессию»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, формировать умение классифицировать на «женские» и «мужские» профессии. Развивать навык находить общие действия для мужчин и женщин во всех профессиях.
Предложить детям атрибуты для выполнения физических упражнений: гантели, ленты, гимнастические палки, скакалки.
Цель: развитие двигательной активности, обращать внимание девочек на пластичность, осанку, выразительность движений, мальчиков – на количество движений, качество выполнения, силовую сторону.
Внести магнитофон. Предложить детям двигаться под музыку разных жанров. Цель: способствовать музыкально-эстетическому развитию детей.
Д/и «Вежливые слова», «Собираемся в гости»
Консультация для воспитателей
«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Январь
ООД «Платье для куклы»
Задачи. Учить детей рисовать для куклы Кати платье (техника примакивания, располагая пятна на заданном силуэте, рисуем линии сначала сверху вниз, а затем слева направо).
Продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки.
Развивать мелкую и общую моторику. Развивать зрительное внимание, умение визуально координировать свои движения. Продолжать учить дифференцировать основные цвета. Формировать умение подрожать взрослому, договаривая слова и словосочетания, способствовать активизации речи.
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Цель: поддерживать положительные эмоциональные взаимоотношения.
Рассказ воспитателя «Героические профессии отважных мужчин» Цель: формировать у детей представления о «мужских» профессиях, понятие о том, почему именно мужчинам свойственно проявление смелости, отваги.
Коммуникативные игры «Скажи мне, почему?», «Для чего это нужно?» Цель: развивать умение анализировать, сопоставлять, дифференцировать, обобщать.
Предложить детям материалы для продуктивной деятельности для самостоятельного изображения людей. Обратить внимание на одежду человека.
Цель: формировать умение изображать людей различного пола с элементами одежды, присущими данному полу. Формировать навык идентификации человека по половому признаку.
Внести альбомы для самостоятельного рассматривания детьми «Мир красоты», «Военная техника», «Маленькие принцессы», «Мир техники: машины»
Цель: развивать познавательную активность детей, познавательные интересы в соответствии с гендерной принадлежностью.
Д/и «Отгадай профессию», «Одень мальчика и девочку»
Консультация для родителей «Как воспитывать девочку»
Цель. содействовать пониманию социальных ролей женщины- матери, девочки – дочери.
Февраль
Подвижная игра «Веселый хоровод»
Цель: активизация двигательной активности, воспитание положительных взаимоотношений.
Прослушивание песни «Из чего же?», «Настоящий друг»
М. Пляцковского
Цель: музыкально - эстетическое развитие детей, учить понимать смысл песни.
Внести атрибуты для организации сюжетно-ролевой игры «Семья» Цель: формировать умение отображать в игре полученные знания о составе семьи, социальных ролях всех членной семьи, характерных особенностях членов семьи, взаимоотношениях.
Рассматривание фотографий на тему: «Наша дружная группа» (фотографии с праздников, прогулок, значимых мероприятий, повседневной жизни) Цель: закрепить положительное отношение детей друг к другу, формировать чувство общности группы, активное проявление положительных эмоций по отношению к сверстникам.
Прослушивание музыкальных произведений о дружбе, друзьях.
Выставка детских рисунков «Мой папа»
Продуктивная деятельность-подарок для папы
Консультация для воспитателей
«Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей»
Март
ООД «Цветы для мамы»
Задачи. Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные формообразующие движения работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски, аккуратность, воображение, творчество. Воспитывать любовь к маме, самостоятельность.
Чтение детям произведения С. Маршака «О девочках и мальчиках» Цель: закрепить представления о девочках и мальчиках, формировать умение выделять в художественной литературе женские и мужские образы.
Развивающая игра «Дом добрых дел»
Цель: формировать представления детей об обязанностях членов семьи, воспитывать желание оказывать помощь членам семьи.
Предложить детям материалы для продуктивной деятельности, альбомы с женскими прическами, нарядами для девочек, с моделями машин, самолетов. Предложить детям самим определить, кто что будет изображать.
Цель: развитие творческих способностей, гендерное воспитание.
Внести атрибуты для организации детьми сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Цель: развитие игровых действий, формирование умения общаться в игре, договариваться о распределении ролей, формировать умение вести ролевые действия в соответствии с сюжетом игры, развивать сюжет
Мастер- класс для педагогов по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».
Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Апрель
Развивающая игра «Кем я буду и каким?»
Цель: формировать умение планировать, аргументировано высказывать свои предположения, отвечать на поисковые вопросы, развивать творческое мышление, фантазию
Сюжетно - ролевая игра «Почта»
Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт детей.
Игра-беседа «Кто мы?»
Цель: продолжать способствовать гендерной социализации детей, развивать умение проявлять интерес не только к внешнему виду, но и к потребностям друг друга, желаниям, формировать умение учитывать их при организации совместных игр.
Предложить детям атрибуты для самостоятельного конструирования и аппликации на тему «Подарок для друга»
Цель: развивать дружеские взаимоотношения между членами группы, умение проявлять симпатии, организовывать общую деятельность.
Чтение потешек про мальчиков и девочек.
Игры с лэпбуком «Мальчики и девочки»
Рассматривание иллюстраций к сказкам: «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора», «Мужик и медведь»
Цель: обратить внимание детей на яркие мужские и женские образы, закрепить умение выделять чисто женские и чисто мужские черты характера, которые помогают героям добиться успеха.
Май
Загадывание загадок по теме.
Д/и «Собери чемодан»
Предложить раскраски для мальчиков и девочек.
Имитационная игра «Испуганный мальчик (девочка)»
Цель: формировать умение детей передавать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя.
Чтение сказок «Русалочка» и «Добрыня и змей»
Цель: показать детям примеры таких качеств как защита и сострадание, проявляемых как женщинами, так и мужчинами.
С/р игра «Шофёры».
Цел: Обогащать игровой и социальный опыт детей.
Беседа «Мальчики – юные мастера. Девочки – маленькие хозяюшки» Цель: закрепить знания детей о характерных полоролевых связях, особенностях деятельности, нравственных качествах. Предложить детям рассмотреть карточки с изображением ситуаций нравственно-эстетического характера. Цель: закрепить умения детей отвечать на поисковые вопросы, развивать умение высказывать предположения, выбирать правильное решение.
Презентация проекта «Гендерное воспитание младших дошкольников в условиях ДОУ»
Июнь – июль - август
Развивающие игры: «В какую игру можно поиграть с мамой, папой», «Скажи мне, почему?», игры с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо», «Что было бы, если», «Придумай новое окончание любимой сказке»
Цель: развивать логическое мышление, формировать умение детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Чтение детям литературных произведений
Цель: подбор таких произведений, в которых герои самостоятельно разбираются с возникающими трудностями и извлекают некий урок для себя, прослеживаются яркие мужские и женские образы.
Подвижные игры с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр различной направленности
Цель: закрепить умения развивать сюжет, осмысленно выполнять игровые действия, отображать в играх полученные впечатления, умение выполнять роль, которая наиболее полно соответствует его гендерной принадлежности и интересам.
Изготовление атрибутов для новых сюжетно-ролевых игр «Спасатели», «Пожарные на учениях», «Собираемся на бал», «Салон красоты»
Цель: приобщение детей к совместной деятельности.
Привлечение родителей к подбору материала и оформлению альбом для рассматривания для мальчиков и девочек, оформление фотогазет «мамина помощница», «папин помощник»
Цель: приобщение к решению задач гендерного воспитания дошкольников.
Выставка поделок и рисунков детей совместно с родителями «Умелые руки не знают скуки»
Цель: активизация совместного творчества детей и родителей, приобщение детей к творчеству с учетом гендерной принадлежности.