МААМ-картинки

Гендерное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Инна Викторовна Хмыз
Гендерное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать его к нравственно-эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребенок начинает стремительно развиваться интеллектуально, психически, психологически и, что очень важно — социально. К сожалению, в настоящее время можно заметить, как родители стараются развивать свое «чадо», в первую очередь, в интеллектуальном направлении, реже — в физическом, эстетическом, и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребенка. Нередко у нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг с другом, приобрести необходимый опыт общения, а отсюда проблема: нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот. Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует четкая модель мужского и женского поведения? Вопрос гендерного воспитания в наше время становится все более актуальным.

Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Обращение к гендерному аспекту в образовании также связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.

Цель гендерного воспитания :

Овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, что позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Задачи гендерного воспитания,

в том числе и в процессе музыкальной деятельности :

1. Воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам.

2. Воспитывать межличностные отношения между мальчиками и

девочками.

3. Воспитывать элементарные правила этикета разнополых детей.

4. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества,

взаимопомощи и трудолюбия через песни, танцы и

музыкальные игры.

5. Воспитывать умение эмоционального выражения в движениях

мальчиков и девочек в парных танцах.

Чтобы подробнее разобраться в данном вопросе, предлагаю рассмотреть психологические особенности мальчиков и девочек в целом.

Психология половых различий – это раздел гендерной психологии, который рассматривает весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола. Это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности.

При организации и проведении музыкальной непосредственно образовательной деятельности, утренников, развлечений необходимо учитывать психологические особенности мальчиков и девочек – ведь девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультурой, нежели на занятиях музыки. Поэтому следует строить работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки.

Итак, рассмотрим особенности физического и психического развития детей, которые представлены в таблицах. (Приложения 1,2.)

Музыкальному руководителю необходимо развивать музыкальные способности детей, используя знания о гендерном различии детей, помогать детям осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат.

И действительно, стоит отметить, что на занятиях музыкой отношения девочек более выборочны, игровые объединения более устойчивы. Их выбор при проведении музыкальных игр и в отношениях настолько постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем многочисленнее игровые объединения они образуют, но уже к старшей группе формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально-интимные по содержанию (формируются пары, девочки выбирают среди мальчиков себе пару при разучивании парных танцев). Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия их волнуют больше, чем мальчиков (кто лучше поет, танцует). Мальчики отдают предпочтение играм и отношениям с одногодками своего пола, образуют многочисленные объединения, но они не такие стабильные, как у девочек.

В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. И если музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек, и наоборот.

Итак, мы выяснили, что музыка – одно из средств формирования поло-ролевого поведения детей. К тому же в процессе музыкальной деятельности у педагога есть масса возможностей подчеркнуть самые привлекательные черты детей противоположного пола. Важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, нежность, отзывчивость, аккуратность, стремление к красоте и желание помогать, а у мальчиков – смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола.

Таким образом, с учетом гендерных различий следует проводить все основные части музыкальной НОД :

музыкально-ритмические движения;

• пение;

• слушание музыки;

• игра на детских музыкальных инструментах;

музыкально-дидактическая игра;

• театрализованная деятельность.

В музыкально-ритмических движениях присутствует дифференцированный подход: при разучивании танцев мальчики овладевают навыками ведущего партнера, разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, стремительности (смелые наездники, бравые солдаты). У девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами и т. д.)

Следует акцентировать внимание детей на таких моментах, как приглашение на танец, которое исходит от кавалера; в танце мальчик, как настоящий рыцарь, встает на одно колено и подает руку девочке, а она обходит мальчика легкими шажками, мальчик держит крепко свою руку на поясе, а девочка «показывает юбочку». После танца мальчик провожает девочку на место. Поэтому большое значение в гендерном воспитании на музыкальных занятиях имеют парные танцы.

Песни о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребенка о своем поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Так, в репертуар дошкольников можно включить следующие песни: «Из чего же, из чего же?.», Ю. Чичкова, «Папа может», В. Шаинского, «Капитан», З. Роот, «Мама», В. Гаврилина, «Маленькая мама», Г. Струве и др.

Подчеркнуть гендерные особенности на занятиях музыкой помогут музыкальные игры. Такие как «Жуки и Бабочки», где роль Жуков отводится мальчикам, а роль Бабочек – девочкам. Музыкальный образ Жуков страшный, грубый, и движения у мальчиков должны быть соответствующими – четкими и тяжелыми. Музыкальный образ Бабочек контрастный – воздушный, легкий, нежный, и движения девочек следует поощрять легкие и плавные.

Показать женственность, мягкость, доброту, заботу в поведении девочек можно при помощи песни-игры «Веселые медвежатки» Е. Попляновой, где главная роль отведена Маме-медведице, а все остальные ребята — это ее Медвежатки. На роль Медведицы может быть выбрана только девочка, так как это чисто женская роль, мальчики участвуют в игре только в образе Медвежат.

Целесообразно на музыкальных занятиях применять игры и танцы с предметами (с лентами, флажками, султанчиками, мячами). Например, девочки, услышав свою музыкальную тему, танцуют с лентами, а мальчики под свою бодрую музыку исполняют движения с флажками.

Слушание музыки может быть тоже организовано с учетом формирования гендерной идентичности. Например, на одном занятии можно послушать пьесу «Лебедь» из цикла Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», а затем попросить девочек подвигаться под эту замечательную музыку, а мальчиков – понаблюдать за движениями девочек и выбрать самую плавную, нежную лебедушку. На следующем занятии можно прослушать произведение из того же цикла, например, «Вступление и королевский марш льва» и попросить мальчиков изобразить Львов, а девочкам выбрать самого мужественного Царя Зверей.

Еще к одной составляющей музыкальной НОД – игре на детских музыкальных инструментах можно тоже подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию большого барабана логичней было бы отдать представителю сильного пола, а партию треугольника и колокольчика лучше доверить девочкам. Если девочки и мальчики играют на одних и тех же инструментах, то хвалить и поощрять можно за разные проявления. Мальчиков – за решительность, точность, девочек – за легкость, тонкость исполнения.

В театрализованной деятельности детей тоже необходимо различать гендерные особенности ролей. Мужские роли рекомендуется давать только мальчикам: Дед в сказке «Репка», Заяц, Волк, Медведь в «Теремке», Кабан в «Рукавичке», Комар, Паук в «Мухе-Цокотухе», Король в самых различных сказках.

Поощрять исполнителей мужских ролей стоит за мужественность, смелость (Комара, грубость, решительность (Паука, неуклюжесть, низкий голос (Медведя или Кабана).

Девочкам целесообразно давать только женские роли – Бабка, Внучка, Кошка, Жучка, Мышка в «Репке», Мышка, Лягушка, Лисичка в «Теремке», Муха, Бабочка, Пчела, а также Блошка в «Мухе-Цокотухе». Девочек следует хвалить за нежность голоса, плавность и мягкость движений, за такие черты, свойственные женщине, как чуткость, отзывчивость, гостеприимство, хозяйственность.

Еще хотелось бы остановиться на праздничных мероприятиях: утренниках и развлечениях. Для них следует выдвигать следующие требования: чтобы внешний вид детей соответствовал полу. К сожалению, мы не всегда видим сегодняшних девочек в нарядных, пышных платьях, с большими белыми бантами, а мальчиков – в брюках, рубашках, галстуках, поэтому на празднике мы рекомендуем именно такую форму одежды. Нередко современные мальчики и девочки одеты в так называемый стиль «унисекс», не отражающий половую принадлежность (майки, джинсы, свитера, бейсболки). Обязательным требованием для утренника должен быть и внешний вид воспитателей и музыкального руководителя. Мы, педагоги, для детей должны являться воплощением женственности и носительницами высокой эстетической культуры.

Содержание же утренников или тематических занятий, развлечений тоже составляется с учетом гендерных различий.

В утренники необходимо включать такие номера для мальчиков, как например: «Танец моряков», «Танец гусаров», «Танец богатырей», «Три танкиста», «Бравые солдаты», «Ковбои». А «Танец с цветами», «Танец с колясками», «Танец с куклами» больше подходит для девочек.

Чтобы подчеркнуть гендерную принадлежность детей, можно проводить следующие мероприятия: «Джентельмен-шоу», «Рыцарский турнир», «Русские богатыри» для мальчиков; «А ну-ка, девочки!», «Маленькая мисс», «Шляпный бал», «Кукляндия» - для девочек.

Для мальчиков старшего дошкольников должны проводиться такие патриотические праздники, как «День Защитника Отечества», «День Победы», «День Космонавтики», где дети знакомятся с историей Российского государства, его традициями и устоями. Такие мероприятия являются важными, опорными моментами их мужского воспитания.

Для девочек старшего дошкольного возраста проводится «День Матери», «Международный женский день», где девочки учатся воспринимать внимание мальчиков с благодарностью, а мальчиков приучают оказывать знаки внимания и т. д. Гармонично смотрятся на утреннике, посвященном Международному женскому дню, выступления мальчиков и пап, а на Дне Защитника Отечества – поздравления девочек и мам.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условиях, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается по-прежнему актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОУ можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка.

Цель всех усилий - помочь и девочкам, и мальчикам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем.

Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, хореографии, театра, музыкальный руководитель может использовать свои знания о гендерном различии детей, помогая осознавать себя представителями того пола, к какому они принадлежат. Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития.

Решить проблему гендерного воспитания только на занятиях музыкой, конечно, невозможно. Действовать в этом направлении должны все воспитатели и специалисты ДОУ. И, быть может, если педагоги, работающие с подрастающим поколением и понимающие проблему гендерного воспитания, будут планировать свои занятия с учетом тех особенностей, о которых шла речь, то нынешние девочки вырастут женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчики станут порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности отцами, настоящими защитниками Отечества.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников. Девочки и мальчики в школе»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников. Девочки и мальчики в школе» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Девочки и мальчики в школе. Девочки показывают лучшую психологическую.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Опубликовано: 5 марта 2023 в 16:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание дошкольников в процессе музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Инна Викторовна Хмыз (УИ 3196684) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД